Трудно представить другого советского и российского писателя и поэта, повлиявшего на детскую литературу больше, чем Сергей Владимирович Михалков. Добродушный, весёлый милиционер дядя Стёпа, щенок Трезор, поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф, неверующий Фома стали любимыми героями нескольких поколений детей. Будущий известный советский и российский поэт появился на свет 13 марта 1913 года в семье ученого-орнитолога.
Мальчик стал старшим в семье и вместе с младшими братьями Александром и Михаилом провел счастливое детство в Подмосковье.
Сельская школа находилась достаточно далеко от родового гнезда Михалковых, из-за чего мальчикам наняли персонального воспитателя Эмму Розенберг, гувернантку немецкого происхождения. Старший сын Михалковых еще в детстве прекрасно говорил на немецком языке и свободно читал подлинные тексты Фридриха Шиллера и Иоганна Гете. Стихи Сергей Михалков стал сочинять уже с девяти лет. Первая публикация в творческой биографии Михалкова состоялась уже в 1928 году: ростовский журнал «На подъеме» напечатал стихотворение «Дорога», несмотря на юный возраст автора.
Сергей Михалков стихи для детей, басни и сказки писать очень любил. И его произведения печатались во множестве столичных газет и журналов, звучали в исполнении Рины Зеленой и Льва Кассиля по радио, со сцен театров и клубов.
К середине 30-х в стране объявили конкурс на лучшую пионерскую песню, и предложили Михалкову принять в нем участие. Он ответственно подошел к заданию и даже устроился работать вожатым в пионерский лагерь, и с головой окунулся в эту среду, чтобы должным образом прочувствовать всю атмосферу походов, посиделок у костра и неторопливых рассказов. Так появились несколько стихотворений на тему пионерии.
Тогда у Сергея Владимировича появилась идея написать целую поэму для детей, которую бы с удовольствием читали малыши разного возраста. Результатом такого решения стала поэма «Дядя Степа», одно из самых известных его произведений, так понравившееся детям, что в итоге было создано своеобразное продолжение в виде поэм «Дядя Стёпа — милиционер», «Дядя Стёпа и Егор» и «Дядя Стёпа — ветеран».
Вскоре после начала Великой Отечественной войны одаренного поэта призвали в ряды Красной армии. На протяжении нескольких лет он был военным корреспондентом и писал патриотические заметки и стихи. При этом Сергей Владимирович не забывал о маленьких читателях — книга «Быль для детей» была издана в 1944-м.
После возвращения с фронта Михалков продолжил в своем творчестве излюбленную детскую тематику, сочиняя преимущественно книги для малышей. Из-под его пера вышла повесть «Праздник непослушания», которая завоевала популярность не меньшую, чем «Дядя Степа».
По совету Алексея Толстого Сергей Владимирович попробовал себя в жанре басни. Опыт вышел весьма удачным, и за годы своей творческой деятельности автор успел написать более 250 басенных стихотворений.
Михалков активно занимался созданием сценариев для мультипликационных фильмов. Именно ему советские зрители обязаны появлением таких добрых и веселых советских мультиков, как «Здесь не кусаются», «Охотничье ружье», «Как старик корову продавал». В общей сложности по сценариям Сергея Владимировича были нарисованы десятки анимационных картин, в том числе мультики о Дяде Степе.
В 1943 году Сергей Михалков и его приятель Габо (Габриэль Уреклян, печатавшийся под псевдонимом Эль-Регистан) решили поучаствовать в конкурсе на написание гимна для Советского государства.
После небольших корректировок и поправок этот гимн утвердили, и с наступлением 1944 года его услышала вся страна. В конце XX века Сергей Владимирович вновь участвовал в создании гимна, уже для Российской Федерации. И в 2001 году под бой курантов россияне услышали стихи Михалкова, положенные на уже знакомую с советских времен музыку А. В. Александрова. Сергей Михалков получил от Владимира Путина награду – орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Наверное, чтобы творить для детей, творить так, чтобы они воспринимали тебя как своего и строчки твоих стихов были им абсолютно близки и понятны, в душе нужно самому всегда оставаться немного ребенком.