«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания», К. Д. Ушинский.
2023 год был не только объявлен Годом педагога и наставника, отмечается 200-летие основоположника научной педагогики в России - Константина Дмитриевича Ушинского.
3 марта 1823 года в Туле в семье отставного офицера родился будущий великий педагог, писатель, основатель российской научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. Первым учителем Ушинского была его мать, Любовь Степановна, которая дала сыну прекрасное образование, позволившее ему поступить сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии. После окончания гимназии Константин Дмитриевич поступил на юридический факультет Московского университета, и уже в годы студенчества вступил на педагогический путь — давал частные уроки. А после выпуска был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. После учёбы Ушинский вступил на педагогическую тропу: был исполняющим обязанности профессора камеральных наук ярославского Демидовского лицея , преподавал русскую словесность в Гатчинском сиротском институте, позднее стал инспектором классов Смольного института благородных девиц. Он провёл ряд важных изменений: сократил срок обучения до 7 лет, ввёл в учебный план курсы литературы и истории отечественной литературы .
Ушинский активно сотрудничал с передовыми журналами — «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения» — и был редактором «Журнала Министерства народного просвещения». Книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» стали первыми массовыми учебниками для начального обучения. К «Родному слову» педагог также выпустил дополнение — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». А главным научным трудом, в котором Ушинский обосновал предмет педагогики, её основные закономерности и принципы, стал «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». В своих лекциях, статьях и книгах Константин Дмитриевич Ушинский говорил о том, что обучение — не зубрёжка, не механическое запоминание и не слепое следование инструкциям, а живой процесс, и ученики должны понимать не только что они учат, но и для чего. Ушинский считал, что главная обязанность наставника — приучение воспитанников к умственному труду, и она даже важнее, чем обучение самому предмету. Ни о каких телесных наказаниях, по мнению Ушинского, и речи быть не может. Воспитание должно показывать личный пример, а не внушать страх.