ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ОБЩЕСТВУ
Одной из главных целей современного государства является обеспечение права граждан на получение информации и знаний. Важным шагом в реализации этого права стало создание Библиотечно-информационного Центра (БИЦ) в Муниципальном Бюджетном Учреждении Культуры Целинского района «Межпоселенческая центральная библиотека». Благодаря ему жители и гости нашего поселка имеют возможность бесплатного выхода в Интернет для решения своих насущных задач (поиск сведений о социальных льготах, пенсиях и т. д.), а также могут осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления посредством коммуникационных технологий.
С первых дней работы Центр предоставляет социально значимую правовую информацию бесплатно для всех граждан вне зависимости от их финансового положения, социального статуса, рода занятий. Пользователями его являются предприниматели, пенсионеры, школьники, рабочие, студенты, служащие, безработные.
Центр оказывает жителям поселка ряд услуг, которые подразделяются на обязательные и дополнительные. Пользователи могут бесплатно воспользоваться сайтами государственной власти федерального, регионального и местного уровней, а также интернет-порталами государственных и муниципальных услуг. Доступность информации для граждан в сети Интернет обеспечивает портал «Сервер органов государственной власти России», где размещён каталог ссылок на официальные сайты как Российской Федерации, так и её субъектов. С его помощью жители Целинского района имеют возможность напрямую обращаться во властные структуры. Оптимизация процесса предоставления государственных услуг и создание электронного правительства на сайте «Государственные услуги» позволяет гражданам находить необходимые документы и избегать личного общения с чиновниками. В Центре созданы все условия для реализации этих возможностей.
БИЦ оснащён современным оборудованием: два автоматизированных рабочих места для пользователей и три – для сотрудников. Это позволяет получить весь спектр сервисных услуг.
Дополнительные услуги, как правило, оплачиваются самими пользователями, и их перечень может меняться в зависимости от технических возможностей. На сегодняшний день самая востребованная — электронная почта.
Если у пользователя нет своей электронной почты, он может обратиться к нам, воспользоваться электронным адресом Библиотеки и послать сообщение без абонирования электронного почтового ящика. Здесь отправляют в основном деловые документы.
Некоторые пользователи приходят в Центр просто поработать за компьютером: набирают и редактируют тексты. Для этого есть всё необходимое: офисные и графические редакторы. Наличие копировально-множительной техники (принтер, сканер) позволяет получать документы в виде копий. Эта услуга наиболее востребована в библиотеке. Очень удобно, когда в одном месте материалы можно отсканировать, распечатать как в чёрно-белом, так и в цветном варианте. В большинстве случаев сканируют деловые документы (договоры, соглашения, счета-фактуры и другие). Для распознавания текста и редактирования установлены необходимые программы.
Следующая услуга, которую предоставляет Библиотечно-информационный Центр, — поиск правовых актов в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».
Центр оказывает консультационную помощь при работе со справочно-поисковыми системами, по поиску информации в сети Интернет, на сайтах бесплатного доступа (например, если нужно подать заявление на получение/замену внутреннего или загранпаспорта, проверить задолженность по налогам, пройти процедуру регистрации на портале госуслуг, составить резюме, договор и т. д.).
Библиотекари осуществляют работу со сведениями, приходящими на электронные почтовые ящики пользователей, и своевременно их об этом информируют. Оказываются следующие дополнительные (платные) услуги: сканируются, набираются, редактируются, распечатываются документы, а при необходимости и отправляются по электронной почте.
Центр ведёт справочно-библиографическую работу. Быстрота и точность выполнения справок — одна из задач БИЦ. Использование передовых технологий обеспечивает оперативность поступления информации, простоту и удобство поиска необходимых данных. Посетитель может не только получить сведения о законодательных актах (их реквизиты, место и время публикации, тексты, комментарии), но и распечатать или перенести источники на электронные носители.
Кроме того, Центр готовит справки для Паспортной визовой службы. С введением в действие Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» повысилось количество обращений граждан бывшего CCСР в библиотеку для поиска различного вида информации, заполнения различного вида анкет и заявлений.
Для поиска данных используются не только электронные ресурсы справочно- поисковой службы, правовые ресурсы Интернета, но и собственные электронные базы данных, которые регулярно пополняются.
В Центре собран фонд официальных документов и юридических журналов, газет и книг. А наличие электронных поисковых систем упрощает путь поиска и получения информации. Заказы на документы или услугу пользователи могут сделать по телефону или по электронной почте.
Одно из направлений работы — правовое просвещение населения. Выпускается собственная продукция: рекламно-информационные издания, библиографические списки, указатели, буклеты, информационные листки, объявления и т. д. Готовятся и оформляются выставки. Так весь 2013 год в читальном зале Библиотеки будет работать (обновляясь и пополняясь в течение года) выставка «По лабиринтам законов и кодексов». Также будут работать временные – тематические выставки, например: «Сам себе адвокат», «Читаем. Думаем. Выбираем.», «Хроника Российской государственности», «У нас в Российской Федерации», «Азбука прав человека» и другие.
Стремительно развивающаяся жизнь диктует свои условия — возникают новые экономико-правовые отношения, законодательство существенно меняется. Даже практикующим юристам иногда нелегко уследить за нововведениями. Что же говорить об обычных гражданах, не имеющих соответствующего образования? В нашей жизни возникают ситуации, когда необходима юридическая консультация. Все чаще жители Целинского района стали обращаться за такого вида помощью в Библиотечно-информационный Центр. Он становится популярным у населения. Вопросы, с которыми обращаются пользователи Библиотеки – самые разнообразные: жилищное, семейное и трудовое право, защита прав потребителей и т. д.
Одна из самых актуальных и востребованных сегодня услуг — организация консультаций по работе на компьютере и в сети Интернет. Целевая группа — неработающие пенсионеры. Возрастной состав — от 40 лет и старше. Пользователи узнают об общем устройстве компьютера, учатся использовать базовые офисные приложения на начальном уровне, работать в Глобальной сети INTERNET, проводить поиск информации, выходить на порталы государственных органов и т. д. У жителей поселка появилась возможность написать письмо в административные структуры, заполнить бланки заявлений, получить ответ на свой вопрос по электронной почте.
Важное место в организации работы Центра отводится рекламе, поскольку она помогает распространению информации о существующих услугах, возможностях и ресурсах, способствует повышению эффективности организации правового просвещения горожан. Основные используемые рекламные приёмы — размещение информации в отделах обслуживания, на стенде в фойе библиотеки, распространение среди пользователей, выпуск листовок, визиток, а также публикация сообщений о событиях, происходящих в Библиотечно-информационном Центре, на страницах СМИ, на официальном сайте Целинского района, на местном телевидении.
Созданный на базе библиотеки Библиотечно-информационный Центр, предоставляющий услуги посредством новых технологий, становится неким гарантом улучшения ситуации в обществе. Его двери открыты для каждого, кто нуждается в информации. Защищая и продвигая принципы демократичности, Библиотечно-информационный Центр более пристально относится к нуждам людей.