29 августа 1671 года в войсковой столице Черкесске прошла церемония приведения к крестному целованию казаков Войска Донского на верность царю Алексею Михайловичу, царице Наталье Кирилловне и царским детям. Дата была названа в Посольском приказе стольником полковником Григорием Косаговым, посланным на Дон для проведения церемонии.
Присяга была произведена на площади, недалеко от соборной церкви. Все казаки вписывались в книгу, присланную из Посольского Приказа. Другая книга была оставлена в Войске. Главные статьи присяги заключались в том, что казаки и их старшины обещались укрощать все "открывшиеся на Дону возмущения и тайные заговоры", главных заговорщиков присылать в Москву. Текст присяги носил характер исключительно служилый и отражал лишь страх русских властей перед повторением Смутного времени и перед участием казаков в новых восстаниях. Но приняв ее казаки отказались и формально от нарушенного уже выдачей Разина, права давать приют всякого рода пришельцам, в гордом сознании, что "С Дона выдачи нет!". Присяга ограничивала также внешние сношения, но еще во многом оставляла Донцам права автономного бытия. К тому же, приняло ее не все население Дона, а только те, кто нес очередную службу в Главном Войске и участвовал в Войсковых Кругах тех дней.
Присяга стала обязательной для каждого казака только в последующие годы. Откладывалось и выполнение взятых на себя обязательств: беглых стали выдавать только после 1708 года, а непосредственные сношения с Польшей, Калмыкией, Азовом и Крымом Дон прекратил только в начале XVIII в. Для казаков-мужчин, достигших двадцатилетнего возраста, был установлен особый вид Присяги. По приказу станичных атаманов в начале каждого года собиралась очередная молодежь, которая после молебна присягала у алтарей станичных соборов на верность династии.
Военная часть осталась в ведении Войска. Царские грамоты определяли только число казаков, потребных для похода. Но какая станица сколько должна выставить бойцов — это было только в ведении Войска. В 1672 году войсковой грамотой было приказано, чтобы казаки шли в Черкасск из каждого городка по три части, четвертая же часть оставаясь для охраны городков.В походах казаки подчинялись московским воеводам, но вся военно-административная, судебная, дисциплинарная, хозяйственно-интендантская часть оставались в ведении походного атамана и выборных войсковых начальников.
Библиограф: Процай Светлана.