Важную роль в жизни казачьего народа всегда играла христианская православная вера, в особенности соблюдение православных праздников, совершение таинств и обрядов. Одним из важных праздников для казаков всегда была Пасха. Празднование Пасхи продолжается сорок дней, и в течение этого времени казаки и казачки обращаются с пасхальным приветствием «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», желая друг другу Божьего благословения и благоденствия.
Празднование Пасхи проходило по-разному в различных регионах нашего отечества. Казачий народ имел различные традиции и обряды празднования Пасхи, в зависимости от местности, а что-то заимствовал из других культур при дальних походах. На порядок празднования Пасхи также большое влияние оказывала и оказывает местная «коренная», станичная или хуторская, семейная передача родовых традиций, связанных с жизнью предков. Но самое главное, что ее ожидали с трепетом и благоговением, к ней готовились и хлопотали, стараясь успеть закончить все домашние дела вовремя. В Великий четверг (в народе этот день еще называли «Чистым четвергом») мужчины-казаки «забивали скот для праздничного обеда, женщины-казачки пекли куличи и готовили творожные пасхи, красили яйца». В Великую субботу все приготовленные казачками дары освящались в храмах.Традиции празднования Пасхи, в целом, схожи у всех казаков, не зависимо от войска и региона проживания. Повсеместно излюбленным развлечением молодежи на Пасху было катание на качелях и многочисленные игры: катали крашеные яйца, играли в мяч, среди парней и девушек особой популярностью пользовались «целовальные» игры. Празднование Пасхи длилось всю Светлую Седмицу. Родственники и соседи ходили друг к другу в гости, в домах накрывались обильные столы, все непременно «христосовались». Например, в станице Бороздинской Терской области существовала шуточная традиция: «всякого, не бывшего на второй день Пасхи у заутрени, обливают у колодца холодной водой. Не желая подвергаться довольно неприятной шутке, провинившийся предлагает за себя выкуп, конечно, на выпивку».
Всеобщее веселье длилось в станицах вплоть до Красной горки или Антипасхи — первого воскресения после Пасхи. На Дону этот день был связан с «выкупом весны». После подношения крашеных яиц атаману и старикам, девушки «выкупали весну» и получали символическое разрешение на веселье, вождение хороводов и пение веснянок.
В современных условиях всё больше возрастает интерес к культуре и традициям казачества. Возрождение этнокультуры казачьего народа идет параллельно с повышением роли казачества в жизни общества и влияния казачества на становление мировоззрения молодого поколения. В процессе этого возрастает роль казачества в развитии национального самосознания общества, особенно в регионах России, где присутствует историческое расселение казаков.
Библиограф: Процай Светлана.