Родился в семье фотографа, после окончания семилетки учился в Луганском строительном техникуме, работал на паровозостроительном заводе, печатался (с 1934) в местной периодике. Окончил Литературный институт. им. А.М.Горького (1935-39) и аспирантуру МИФЛИ (1939-41).В 1939 опубликовал, в соавторстве с К.Симоновым, книгу стихов и прозы «Луганчане» о шахтерах — участниках Гражданской войны в Луганске. В 1940 вышла первая книга стихов Матусовского «Моя родословная».В конце июня 1941 Матусовский должен был защищать диссертацию по древнерусской литературе, но на 2-й день войны был мобилизован и направлен на фронт. По ходатайству научного руководителя Матусовского, академика Н.К.Гудзия, диссертация в виде исключения, была утверждена в его отсутствие.
Матусовский находился в качестве военного корреспондента на Западном, Северо-Западном, и Втором Белорусском фронтах, был ранен, награжден орденами и медалями. Во время Великой Отечественной войны были опубликованы сборник стихотворений Матусовский «Фронт» (1942)), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944), поэмы «Володя» (1942), «Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине» (1943), «Дед», «Янис» (1944) и др.Поэзия Матусовского военных лет развивалась в русле документальности, когда в стих, назывались профессии («Снайперская баллада», 1942) и имена героев, осуществляя функцию «лирического репортажа». Традиции поэтической публицистики какое-то время продолжаются и в послевоенные годы, в особенности в произведениях, посвященных актуальной тематике борьбы за мир: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Все, что мне дорого» (1957).
Широкая известность Матусовского приходит к нему вместе с обращением к жанру песни (первое произведение в этом жанре — «Сиреневый туман» — было написано им еще в студенческие годы в соавторстве с однокурсником Я.Сашиным). Большинство известных песен Матусовского пришли с экрана — он написал их тексты к нескольким десяткам кино- и телефильмов («Верные друзья», «За витриной универмага», «Сын», «Матрос с "Кометы"», «Огненные версты», «Испытание верности», «Мы за мир», «Запасной игрок», «Трудное счастье», «Битва в пути», «Прощайте, голуби!», «Тишина», «Дни Турбиных» и др.). Матусовский сотрудничал с разными композиторами (с М.Дунаевским — «Не забывай!», «Летите, голуби!», «Пишите нам, подруги», «Поручение», «Школьный вальс» и др.; с В.Соловьёвым-Седым — «Подмосковные вечера», «Солдат — всегда солдат»: с М.Фрадкиным — «Прощайте, голуби!», «Вернулся я на Родину»; с Т.Хренниковым «Московские окна»; с О.Фельцманом — «Черное море мое», с А.Пахмутовой — «Отчего?..»; с Б.Мокроусовым — «Вологда» и др.). Но большинство песен Матусовского создано в содружестве с В.Баснером. Их общая работа началась с музыки к кинофильму «Солнце светит всем» и продолжалась до последних дней жизни Матусовского.В вышедшем в 2001 в Санкт-Петербурге альбоме композитора («Белой акации гроздья душистые»: из 31 номинации, вошедшей в сборнике, 26 текстов принадлежит Матусовскому. Большинство из них — песни к фильмам: «Они были актерами» («Ах, какие сегодня зарницы!»), «Оборона Севастополя» («Крестики-нолики»), «Контрольная по специальности» («Размышление»), «Цыган» («Кибитка»), «Воскресный папа» («Я помню все это»), «Последний шанс» («Не ищите ландышей») и др. Есть и 2 исключения — «Старый пляж» и «Парижский шарманщик».
Текст песен Матусовского менялся. Матусовский не оставался равнодушным к новым художественным исканиям времени, к рождению новых форм самовыражения. Не отступая от законов жанра, поэт привносил в свои песни то, что казалось критикам «недоработкой». Повторяемость, нарушения ритма и рифмы оказывались на деле поиском нестандартной худож. выразительности, связанной с отражением специфики времени.Памятник Матусовскому установлен в Луганске на Красной площади возле ЛГАКИ, которой присвоено его имя. Межрегиональным союзом писателей учреждена литературная премия им. Михаила Матусовского, предназначенная для русскоязычных поэтов.
Очень символично, что памятник установлен возле Луганского государственного института культуры и искусств. Это тихий уголок на Красной площади, среди елей и каштанов, защищённый от шума и суеты. Студенты института каждый день проходят мимо этого места и образ поэта как бы присутствует среди них. Сам памятник так же отображает любимый уголок поэта, стоящего возле скамейки, на которой лежит открытая книга. Голуби, не боясь присутствия Михаила Львовича, мирно воркуют рядом. Фонарный столб, изрезанный надписями с установленным на нём громкоговорителем, символизирует военное время, на которое пришлось творчество Михаила Львовича. Сам поэт как будто замер на мгновение, сочиняя новую строку.Возле памятника всегда лежат цветы. Это дань луганчан своему великому земляку
Поэт М. Л. Матусовский изображен на первой почтовой марке ЛНР. В художественном творчестве Матусовский последнего периода заняла достойное место своеобразная мемуарная проза — «Семейный альбом». Автор, «сын фотографа, имеющего собственное ателье на улице южного города» повествовал о прошлом, о времени и современниках, как бы используя разные виды фотопамяти — карточки профессиональные и любительские, хорошо сохранившиеся и выцветшие. Перу Матусовского принадлежат также сценарии документальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961) и «Мелодии Дунаевского» (1964). У Матусовского есть воспоминания о П.Антокольском, М.Светлове, А.Фатьянове, о друзьях-фронтовиках Ю.Севруке, Б.Горбатове и др. Он является автором большого числа переводов — антологии украинской, казахской, туркменской, марийской поэзии, особенно интересны переводы Т.Шевченко, М.Бажана, С.Капутикян и С.Рустама.
Гладченко Г. И.