К вам, павшие в той битве мировой
За наше счастье на земле суровой,
К вам, наравне с живыми, голос свой
Я обращаю в каждой песне новой…
(А.Твардовский)
21 июня исполняется 115 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского - известного русского советского поэта и писателя - фронтовика, журналиста, военного корреспондента, подполковника, общественного деятеля, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Великой Отечественной войной.
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. Более 1000 писателей и поэтов ушли на фронт (свыше 400 не вернулись назад). Значительная часть советских писателей находилась на фронтах В.О.В. в качестве политработников, сотрудников армейских газет, военных корреспондентов. К их числу относился и А.Твардовский. Он ушёл на фронт на второй день войны.
Он был на первом рубеже
Той полковой разведки боем,
Где нет возможности уже
Для отступления героям.
Поэзия особняком
Его прозрением дарила
Его свободным языком
Стихия жизни говорила.
Сочувствием обременён
И в песне верный своеволью,
Он сердцем принял боль времён
И сделал собственною болью.
(Михаил Дудин “Памяти Александра Трифоновича Твардовского”)
Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в хуторе Загорье (ныне Починковский район Смоленской области) в семье сельского кузнеца. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года – селькор, печатавший в местных газетах заметки, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации – тема первых поэм Твардовского “Путь к социализму” (1931) и “Вступление” (1933), “Сборника стихов 1930 – 1935” (1935), повести “Дневник председателя колхоза”(1932), поэмы “Страна Муравия” (1936). В качестве корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне (1939-1940).
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки.
С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило поэту сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения истинно гражданского звучания.
Наблюдения и впечатления военных лет находят отражение во фронтовых тетрадях Твардовского, прошедшего Финскую и Великую Отечественную войны. Уже в записях “С Карельского перешейка” обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной.
Сжималось сердце при виде своих убитых. Причём особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то ещё идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нём уже реже вспоминают.
Мне жалко той судьбы далёкой,
Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
Так писал Твардовский в стихотворении “Две строчки” в 1943 г. Чувство сопричастности трагедии войны и сострадания ко всем её жертвам звучит во многих стихотворениях Твардовского. Сам автор впоследствии определил владевшее им во время войны и после неё мысли и чувства как “навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе”.
В годы войны Твардовским была создана самая знаменитая поэма “Василий Тёркин”. Рядового солдата нашей армии, простого советского человека поэт сделал героем задуманной им “Книги про бойца”.
Тёркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат – балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале. Даже в самых драматических ситуациях Василий Тёркин сохраняет чувство юмора, шутит, смотрит на происходящее как человек сильный и мужественный.
Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Свою любовь к Родине Тёркин доказывает не словами, а делами, неустанным ратным трудом и подвигами, среди которых самые разные: то он “в одиночку держит фронт” в неравной схватке с вражеским солдатом, то выходит победителем в бою с фашистским самолётом, то дерзкой выходкой поднимает дух товарищей. А вот как сам автор сказал о своей “Книге про бойца”:
“Каково бы ни было её собственное литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда”…
Писатель Григорий Бакланов вспоминал: “В Твардовском неколебимо и свято было отношение ко всему, что пережил народ, вынесший на себе такую войну. А перед теми, кто с войны не вернулся, кто за всех нас остался там, жило в нём сознание вины живого перед павшими. Потому-то на отдалении лет, после “Я убит подо Ржевом”, после “В тот день, когда окончилась война”, написал он “Я знаю, никакой моей вины”…, заканчивающееся пронзительно – искренне “… но всё же, всё же, всё же…”
Это “всё же…” не одного его сопровождало и сопровождает в послевоенной выпавшей нам жизни. Но только он смог так за всех сказать”.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
И после победы тема войны не сразу оставила лирику поэта. Как торжественный реквием звучат лучшие стихотворения этого периода: “В тот день, когда окончилась война”…, “Лежат они, глухие и немые”…, посвящённые солдатам, павшим на полях Великой Отечественной.
В 1945 г. Твардовский создаёт одно из самых сильных произведении о войне – “Я убит подо Ржевом”. Бои подо Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали её самой трагической страницей. Общие потери Красной Армии, только по официальным данным, превысили миллион человек. Бойцы из Якутии сражались здесь в составе двух дивизии, более 400 сынов Якутии погибло. Подвиг якутских солдат не забыт на священной Ржевской земле. В 1994 году возле деревни Филькино был возведён мемориал воинам из Якутии.
В основе стихотворения была, по словам автора, “неблизкая память поездки подо Ржев осенью 1942 года…”. Твардовский писал:
“… Впечатления этой поездки были за всю войну одними из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце. Бои шли тяжёлые, потери были очень большие, боеприпасов было в обрез – их подвозили вьючными лошадьми…
… Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. На вечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе – так приблизительно, можно определить эту мысль и чувство…”
Стихотворение написано в форме монолога погибшего воина, павшего за свободу и независимость нашей Родины, за наше мирное будущее. По мнению автора, “форма первого лица … показалась … наиболее соответственной идее единства живых и павших “ради жизни на земле”
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налёте.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядёт –
Там, куда на поминки
Даже мать не придёт.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю:
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?
Этот месяц был страшен,
Было всё на кону.
И у мёртвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
И врага обратили
Вы на запад, назад.
Может быть, побратимы,
И Смоленск уже взят?
И врага вы громите
На ином рубеже,
Может быть, вы к границе
Подступили уже!
Может быть.… Да исполнится
Слово клятвы святой! –
Ведь Берлин, если помните,
Назван был под Москвой.
Братья, ныне поправшие
Крепость вражьей земли,
Если б мёртвые, павшие
Хоть бы плакать могли!
Если б залпы победные
Нас, немых и глухих,
Нас, что вечности преданы,
Воскрешали на миг, -
О, товарищи верные,
Лишь тогда б на войне
Ваше счастье безмерное
Вы постигли вполне!
В нём, том счастье, бесспорная
Наша кровная часть,
Наша, смертью оборванная,
Вера, ненависть, страсть.
Наше всё! Не слукавим
Мы в суровой борьбе,
Всё отдав, не оставим
Ничего при себе.
Я убит подо Ржевом,
Тот ещё под Москвой!
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В сёлах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жить завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё –
В память воина – брата,
Что погиб за неё.
Невообразимо на сколько правдив образ воина, его вера в спасение Родины, его самопожертвование (“всё отдав, не оставим ничего при себе”) - всё это достойно восхищения и преклонения. Он не упрекает, не укоряет тех, кто остался цел. Он завещает жить, быть счастливыми, с честью служить родимой отчизне и “беречь её свято… в память воина-брата, что погиб за неё…”.
Александр Трифонович Твардовский знал о войне не понаслышке, он с самого начала и до конца Великой Отечественной находился на фронте в качестве военного корреспондента. Война и её последствия так глубоко врезались в сердце поэта, что на протяжении многих лет тема войны оставалась в его творчестве преобладающей.
Его стихи правдивы и суровы, полны оптимизма, веры в победу над врагом.
В далёком прошлом остались суровые годы Великой Отечественной войны, полные горя и страдании миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: “Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?”
Хочется спросить у современников, которые предлагают забыть о той войне, начать жизнь с чистого листа : "А, правы ли мы будем, забыв об огненных годах Великой Отечественной, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года, длившаяся 1418 дней и ночей, унесла 27 миллионов жизней! Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?"
Александр Твардовский по этому поводу когда-то тоже написал :
Есть имена и есть такие даты, -
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, -
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
В послевоенные годы Твардовский всё глубже и разносторонне осмысливает исторические судьбы народа, “мир большой и трудный”. Широким по охвату лирико-публицистическим произведением явилась поэма “За далью – даль” (1953-1960), где путевой дневник перерастает в страстную исповедь сына века. Напряжённые раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Твардовского (книга “Родина и чужбина” (1947);рассказ “Печники” (1958) и др.)
Твардовский обогатил, актуализировал традиции русской классической поэзии. Журнал “Новый мир”, в котором Александр Трифонович был главным редактором (1950-1954 и 1958-1970), стал символом “шестидесятничества”, духовным оазисом тех лет. Поэт награждён 3 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями; неоднократно становился лауреатом Государственной премии СССР (1941, 1946, 1947, 1971).
Твардовский умер 18 декабря 1971 года в поселке Красная Пахра Московской области, оставив нам в наследство множество прекрасных лирических стихотворений, наполненных любовью к родной земле, которая не покидала Александра Трифоновича до последних дней его жизни.