12 августа исполняется 90 лет со дня рождения Олегу Куваеву. Единственному писателю, которому золотоискатели поставили бронзовый памятник, используя личные сбережения.
Оле́г Миха́йлович Кува́ев (12 августа 1934 — 8 апреля 1975) — советский геолог, геофизик, писатель. Выпускник МГРИ.
Наивысшим успехом творчества Олега Куваева принято считать его роман «Территория», повествующий об успешном открытии золота на Чукотке в конце 1940-х—начале 1950-х гг. Начиная с 1975 г. роман выдержал более 30 изданий, в том числе в «Роман-газете» трёхмиллионным (два раза по 1,5 млн) тиражом. Издавался он и за рубежом: на французском, немецком, испанском, арабском, английском, вьетнамском и польском языках. Книгу переводили в республиках СССР, а в Европе роман вышел в 17 издательствах. Был экранизирован режиссёром Александром Суриным в 1978 на студии Мосфильм (в прокате с 1979), фильм был закуплен Союзфильм экспортом для показа в социалистических странах.
Успех фильма на территории ГДР во многом обусловлен популярностью немецкого перевода романа, издававшегося едва ли не 10 раз в Германии под названием «Золотоискатели» («Золотоискатели в Арктике», «Золотоискатели в Сибири»).
2015 год- «Территория» — российский художественный фильм режиссёра Александра Мельника, экранизация одноимённого романа Олега Куваева. Фильм, как и книга, основан на реальных событиях и повествует об открытии грандиозного месторождения золота на Крайнем Северо-Востоке страны.
Наиболее сложным считается последний, неоконченный роман Олега Куваева, названный при посмертной публикации «Правила бегства». Рассматривая сложные проблемы изменения внутренней самоидентификации, этические вопросы, возникающие при бегстве человека, что применимо к широкому кругу ситуаций — от бегства из профессии или социума до вынужденной или добровольной эмиграции, — из той среды, где он больше не может оставаться, автор во многом использует свой личный опыт ухода из геологии и с Севера в 1965—1966 гг («Убегая — ты предаёшь»). Подобной проблематике посвящены также рассказ «Кто-то должен курлыкать» и повесть «К вам и сразу обратно».За свою короткую 40-летнюю жизнь Олег Куваев успел продвинуться по двум карьерным линиям — геологической и литературной, в итоге расставшись с первой, где ему прочили большое будущее, в пользу второй. Писателя нет с нами уже почти полвека; вот наконец его первая полная биография. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели — специально для «Известий». Вершиной куваевского творчества стал роман «Территория» о поисках золота на советской Чукотке, впервые опубликованный в 1974 году в журнале «Наш современник». В оставшиеся ему после этого несколько месяцев Куваев застал оглушительный успех романа и доработал рукопись для книжной публикации, однако так и не подержал в руках саму книгу, тираж который в последующие 10 лет превысил два с половиной миллиона экземпляров. «Территория» получила премию Магаданского комсомола, первую премию ВЦСПС и Союза писателей СССР как «лучший роман о рабочем классе». «К сожалению, обе награды оказались посмертными», — с грустью замечают биографы, хотя, как знать, не поставила ли бы необходимость получать официальные премии в щекотливое положение своенравного писателя, считавшего, что «Территории» до «Моби Дика» — «как безногому Яшке с рынка до Брумеля» и советовавшего в переписке друзьям: «Отвечай на комплименты матом. Тогда еще что-то будешь стоить. Иначе хана». Отмечая не только поколенческое, но и глубокое внутреннее сходство между «Шукшиным, Куваевым, Вампиловым, Шпаликовым (соответственно 1929–1974, 1934–1975, 1937–1972 и 1937–1974 годы)», Авченко и Коровашко из этого ряда «нерегламентированных» писателей особо выделяют Вампилова, находя прямые текстовые переклички («Вампилов писал, что «в душе пусто, как в графине алкоголика», а Куваев — что «голова пуста, как бутылка в лесу, распитая кем-то прошлогодней осенью»), а также упоминая «тот красноречивый факт, что оба писателя ушли из жизни чрезвычайно рано, не исчерпав, думается, и половины тех творческих возможностей и задатков, которыми оба они были столь щедро наделены». В скорбном сослагательном наклонении принято сожалеть о всех, кто умер раньше 80, не реализовав весь свой потенциал, однако в случае с такой личностью, как «советский Джек Лондон» Олег Куваев, не очень получается опечалиться из-за краткости отпущенного ему жизненного срока. Скорее хочется восхититься горнолыжной стремительностью жизненного маршрута, в завершение которого герой, считавший, что жизнь «не надо скучнить», а надо «пускать на распыл», умирает от инфаркта с медицинской точки зрения, но такое ощущение, что на самом деле — от скуки, от нежелания ее дожидаться, от предчувствия, что она, проклятая, вот-вот его догонит.