Владимиру Одоевскому – 220 лет, данные о дате рождения рознятся, по одним данным это 11 августа 1804 года, по другим 13 августа 1803 года. «Городок в табакерке» Владимира Одоевского — одна из самых известных русских сказок. По ней учатся чтению, ее проходят в школе, на ее сюжет снимают мультфильмы, ставят спектакли, записывают аудиосказки.
Писатель признавался, что питает «особенную ненависть к автобиографиям», и потому мы немного знаем о его детстве. Последний в роде, Владимир Одоевский был сыном князя Фёдора Одоевского, потомка Рюрика. Матерью же его была простая крестьянка, до замужества крепостная. Пяти лет мальчик лишился отца, а матушка, снова выйдя замуж, передала его на воспитание дяде.
Он был другом А. Пушкина и А. Грибоедова, одним из видных интеллектуалов эпохи, государственным чиновником, сенатором, писателем, механиком-изобретателем, химиком, композитором и музыкальным просветителем, увлекался физикой и математикой, философией.
Князь Одоевский просто поражал всех необыкновенной разнородностью и пространностью научных своих познаний: не было, кажется, ни единого научного предмета, с которым более или менее он бы не был знаком.
В Московском университетском Благородном пансионе, где воспитанники имели право выбирать предметы по душе, Владимир отдавал предпочтение философии и литературе. Очень рано увлекла его и музыка. «С тех пор, как я себя помню, я уже читал ноты».
Кроме русского языка, которым он, как известно, владел до классической тонкости, он свободно не только читал, но и говорил и писал по-французски, по-немецки, по-итальянски, по-английски и по-испански. Он был превосходным знатоком церковнославянского наречия, латинского, древнегреческого и даже древнееврейского языков.
Князь Вольдемар (именно так его звали в детстве) всю жизнь переживал, что остался бездетным: детей он любил, занимался педагогикой и написал несколько занимательных сказок.
Князь Владимир Федорович Одоевский был аристократ из аристократов: его старинный род вел происхождение от Рюрика. Автор «Городка в табакерке» князь Владимир Одоевский был еще и одним из первых благотворителей своего времени. В заслугу писателю можно поставить заботу о судьбе детей-сирот. Он стал спонсором детских приютов, проводил поиск педагогов, участвовал в их построении и последующем благоустройстве.
В. Ф. Одоевский был композитором. Он сам сочинил вальс и несколько музыкальных пьес. Но в качестве композитора Владимир Фёдорович не получил большого признания.
«Городок в табакерке».
В 1834 году выходит «Городок в табакерке» (190 лет, книга-юбиляр) и быстро становится популярным. Мальчик Миша заинтересован старинной музыкальной шкатулкой, как это так выходит, что она играет музыку и не сбивается?«Городок в табакерке» - первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе. Материалом для его первой сказки послужила музыкальная шкатулка, вещь в быту прошлого века достаточно распространенная и в то же время вызывающая любопытство ребенка. Познание через сказку и волшебство - это то, что доступно ребенку, но не взрослому. Герой-ребенок - главное связующее звено между двумя мирами. Мир табакерки рассказывается с двух сторон: механики и зеркальной перспективы. Автор показывает ворота и дорогу к устройству табакерки как перспективу, но одновременно и «вход» в волшебный городок, который как бы отражает реальный земной мир: «ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».
Классикой считаются вышедшие из-под пера Владимира в 1838-м «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в сборнике.
В него вошла и хит Одоевского, сказка «Мороз Иванович».
В ней рассказывается про двух девушек, которых зовут Ленивца и Рукодельница. В жизни они себя ведут в точном соответствии со своими именами. Важная часть нравственного урока «Мороза Ивановича» заключается в том, что добрые дела делаются не с расчетом на вознаграждение, а от чистого сердца. Одоевский обращался к тому же самому противопоставлению трудолюбия и лени в «Разбитом кувшине», который он выдал за ямайскую сказку, и в «Двух деревьях». В «Жителе Афонской горы» благочестивый муж на примере судьбы цветка понимает, что нужно служить человечеству и не требовать за это благодарности.
А еще Одоевский помогал Пушкину редактировать и издавать «Современник». Если вам знакомо горестное выражение «Солнце русской поэзии закатилось» из некролога Пушкину, то написал его тоже Владимир Федорович Одоевский.
Одоевский был страстным кулинаром и угощал гостей порой весьма необычными блюдами.
В 1844 году Одоевский даже опубликовал некоторые рецепты в "Лекциях по кухонному искусству", так называлось приложение к "Литературной газете". Он печатался под псевдонимом профессор Пуф. Он обожал острую пищу, в особенности разные экзотические соусы, рецепты для которых Одоевский собирал по всему миру. Его друзья даже насмешливо называли эти его соусы ядами, намекая на их чудовищную остроту.
Одоевский был патриотом России , верил и говорил, что русский человек — первый в Европе не только по способностям, которые дала ему природа даровала, но и по чувству любви, которое чудным образом в нем сохранилось, несмотря на недостаток просвещения, несмотря на превратное преподавание религиозных начал, обращенное лишь на обрядность, а не на внутреннее улучшение человека. Уж если русский человек прошел сквозь такую переделку и не забыл христианской любви, то стало быть в нем будет прок — но это еще впереди.
С кончиной Владимира Одоевского его род прервался, наследников у него не было. А вот «Городок в табакерке» иллюстрируют, слушают и читают до сих пор.
Многолетние труды не принесли Одоевскому богатства, и жизнь его была настолько скромна, что британский посол лорд Непир поразился скудости существования русского князя и воскликнул: «Не таким бы он был у нас в Лондоне». Но Одоевский никогда не стремился к материальному благополучию. Зато бодрость и сила духа, ясность мысли были им сохранены до конца. Князь Голицын, видевший писателя в последние годы его жизни, вспоминал: «Одоевский был небольшого роста, худощавый, с очень тонкими чертами лица, чрезвычайно подвижный и весёлый».
В записной книжке В. Одоевского сохранилась запись, которая прекрасно его характеризует: «Смеются надо мной, что я всегда занят! Вы не знаете, господа, сколько дела на сем свете… древние открытия забываются; надобно двигать вперед науку; надобно выкачивать из-под праха веков ее сокровища...»
Будем же и мы так относится ко всему, что предлагает нам жизнь и прежде всего к книгам.
ЧИТАЙТЕ Ф. В. ОДОЕВСКОГО!