1 мая 2024 года литературное общество России будет отмечать 100-летие Виктора Петровича Астафьева - советского и российского писателя, эссеиста, драматурга, сценариста, одного из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком. Виктор Петрович внёс большой вклад в развитие «деревенской прозы» - направления в литературе 1960–1980-х гг. Коренной сибиряк, выросший рядом с уникальной природой, Астафьев чувствовал и изображал её с мастерством художника. В своих произведениях Астафьев создал литературный образ простого солдата. Это образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего к окружающей его смерти и опасности, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых товарищей. Ушедший на войну ещё совсем юным, в своих произведениях часто показывает войну глазами ребёнка.
Тяжелое детство без родителей, дом-интернат, война, ранение и контузия, потеря двух дочерей, инсульты, оголтелая критика – на долю Виктора Астафьева выпало так много испытаний, что удивляешься как этот человек не только не сломался и остался верен своим убеждениям, а и вообще жил. Жил, и при этом правдиво писал об этой жизни, ничуть не приукрашивая её. А ведь можно было просто "плыть в струе" – четыре Государственные премии и всеобщее признание позволяло почевать на лаврах, время от времени выпуская что-нибудь соответствующее духу времени. Но нет, не таким был Виктор Петрович Астафьев…
Конечно, ни один человек в начале своей жизни не может знать, какие испытания его ожидают и сколько черно-белых полос в его судьбе, а у Виктора Астафьева таких полос было много.
Родился Виктор Петрович Астафьев в мае 1924 года неподалёку от Красноярска, в селе Овсянка, на берегу Енисея.
В мае на пашне,
Где чахнет старая ветла,
Подёнщица русоволосая
Меня когда-то родила.
Рукой, изрезанной, шершавою,
Прижала бережно к груди.
Ночами пела надо мною:
«Расти, сынок, скорей расти!»
Вдвоём пойдём на луг зелёный,
Широким будет твой прокос,
Утрами вдоволь сок медовый,
Ты будешь пить с душистых роз».
За селом — проезжая дорога,
Редкие посадки тополей.
На Руси таких местечек много,
Только нет нигде души милей...
...Каждый стебель, кустик придорожный
Хочется обнять мне, как друзей.
А какие на реке затоны
В золоте кувшинок и стрекоз!
Родители были небогатыми крестьянами, но и их коснулось сталинское "закручивание гаек" на селе. В 1931 году его отца осудили за вредительство и отправили отбывать срок на строительство Беломорканала. А вскоре трагически погибла мать Виктора, Лидия Ильинична. Лодка, в которой она плыла через реку, перевернулась и женщина зацепившись косой за сплавной бон, утонула. В 7 лет Витя остался полностью без родительского тепла. И даже вернувшийся через 5 лет отец не смог его дать мальчику.
Петр Астафьев женился второй раз, но новой семье было не до Вити, а с мачехой ему и вовсе не удалось наладить нормальных отношений. Вскоре парня буквально выставили на улицу и он стал сиротой–беспризорником. Какое-то время побирался в Игарке, жил в здании заброшенной парикмахерской, перебивался случайными заработками и не ходил в школу.
Но так долго продолжаться не могло – на беспризорника обратили внимание государственные органы, и Виктора в 13 лет определили в дом-интернат.
Астафьев писал «если бы мне было дано повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, восторгами и горестями утрат... И лишь одно я бы попросил у своей судьбы... - оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас».
Мне снится родная деревня.
На взгорке родительский дом,
Рябины разлатые тени
И мы, детвора, босиком.
Память о сиротском детстве станет для Астафьева в будущем спасательным кругом, поможет преодолеть все трудности.
Впечатления детства самые сильные. И одно из самых глубокихчувств, которые испытывали дети предвоенного времени - одиночество, неисполнимое желание быть рядом с мамой, которая всегда занята крестьянской работой. В одном из ранних рассказов В.Астафьева «Мальчик в белой рубахе» показана настоящая трагедия матери и детей.
В 1941 году Виктору Астафьеву исполнилось 17 лет, и он поступил в школу фабрично-заводского обучения на составителя поездов. По её окончании работал сцепщиком поездов и некоторое время даже занимал ответственный пост дежурного по вокзалу.Но мирная спокойная жизнь и самые дерзкие мечты – все рухнуло в один миг. Война! Она во многом определила судьбы поколения Виктора Астафьева. Война осталась главным «водоразделом» в его жизни: до войны и после войны… Виктор Астафьев, работая на железной дороге, имел бронь, но однажды он на станции увидел умерших от голода эвакуированных и записался добровольцем на фронт. «Всегда думал, что война – это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как – везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается», – писал Астафьев в повести «Где-то гремит война».
Железнодорожников в то время на фронт не призывали и целый год Виктор оббивал пороги военкоматов с просьбой снять с него бронь и отправить на передовую. Туда он попал в 1942 году. Был шофером, разведчиком, связистом.
Он воевал на Первом Украинском фронте, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировал Днепр, освобождал Западную Украину. Осенью 1944 года для Астафьева война закончилась – он был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. Там он встретил свою будущую жену — медсестру Марию Корякину. (Впоследствии она стала редактором, читателем и наборщиком его произведений. Несмотря на то, что Мария Корякина всегда была для Астафьева и машинисткой, и секретарем, и примерной домохозяйкой, на ее счету и 14 собственных книг…).Ранение Виктор Петрович получил в 1944 году на территории Польши. А до этого было две контузии. Но после того, как хирурги в госпитале чудом сохранили его руку, о строевой службе пришлось забыть. С осколком в лёгком, с полностью потерянным на один глаз зрением, он дошел до конца войны, правда уже в тыловых частях фронта.
Виктор Астафьев награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Мирную жизнь будущий писатель начал на Урале, в Чусовом. В послевоенную жизнь он входил очень трудно. «Бывали в первые послевоенные годы такие дни, когда я жалел о том, что меня не убили на фронте», – вспоминал писатель. Он вновь и вновь возвращался мыслями к своей юности, которую провел на войне.
Виктор Петрович очень хотел поделиться накопленными впечатлениями, рассказать о пережитом. На себе испытав все тяготы войны, Виктор Астафьев имел полное право рассказать о ней, но долгое время откладывал этот тяжелый разговор с читателем, «боясь ненужных, неумелых слов». Он считал себя недостаточно подготовленным для литературной работы, ведь образования у него было всего шесть классов, да и писал он с ошибками.
После окончания войны Астафьев так и не получил высшее образование. Фронтовые ранения мешали ему работать по основной специальности. Позже он напишет в повести "Весёлый солдат":
«А что я, год назад начавший бриться солдатик, от ранения потерявший зрение правого глаза и по этой причине единственную свою профессию — составителя поездов, еще совсем недавно рядовая окопная землеройка с шестиклассным образованием, мог знать? Я даже род войск капитана не различил по погонам».
Пришлось устроиться вахтером на местный мясокомбинат. В свободное от дежурств время Виктор посещал литературный кружок при местной газете. Однажды на заседании кружка местный писатель прочитал свой рассказ о летчике, который «сбивал и таранил фрицев как коршун». История была, по мнению Астафьева, совершенно нереалистичная – сплошная фальшь и приукрашивание войны. Его негодованию не было предела. Тогда обиженный автор предложил Астафьеву написать правдоподобное произведение о войне. В ту же ночь, сидя на вахте в подвале колбасной фабрики, прямо на страницах вахтового журнала Виктор Петрович написал рассказ «Гражданский человек», позднее названный «Сибиряк», о судьбе погибшего боевого друга.
Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в городской газете «Чусовской рабочий». Дебют начинающего 27-летнего прозаика оказался успешным. Астафьев стал сотрудником местной газеты «Чусовской рабочий», для которой писал репортажи и статьи. У Виктора Петровича начался новый, очень напряженный и сложный отрезок жизни: днем – работа в газете, а ночью, когда уснут дети, он писал рассказы. Вскоре стало понятно, что в литературу пришел писатель большого жизненного опыта и щедрого таланта. В 1953 году вышла его первая книга «До следующей весны». В 1955 году писатель издал сборник рассказов для детей «Огоньки», который понравился читателям. В то же время сам Астафьев по-прежнему стремился писать более серьезную прозу. Тема военного патриотизма и описание деревенского быта стали ведущими темами творчества Астафьева.
В 1957 году писатель создает цикл рассказов о собственном детстве, составивших впоследствии книгу «Последний поклон».
Астафьев становится известным, его печатают в центральных журналах и издательствах.
1958 год стал для писателя очень удачным – вышел его роман «Тают снега», посвященный трудному восстановлению сельского хозяйства в послевоенном СССР на примере одной из уральских глубинок, и за активную литературную деятельность Астафьева приняли в Союз писателей СССР. В конце 1950-х годов увидели свет повести «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад». В последней повести опять возвращается писатель к теме войны. «Тема войны для меня – святая тема, и хочется, чтобы писалось трепетно, с болью и святым уважением к тем людям, с которыми я воевал, и которых приходилось хоронить вдоль долгих дорог войны», – писал Виктор Астафьев.
В дальнейшем своем творчестве, и не только в произведениях на военную тему, Виктор Астафьев будет прочно опираться на пережитое, на свой личный жизненный опыт. Его произведениями зачитывалась вся страна. Известный критик Александр Макаров уже тогда говорил о признании Астафьева как писателя и очень точно обозначил основные творческие устремления тогда еще молодого художника: «…размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере… по натуре своей он моралист и поэт человечности».
В 1980 году Виктор Астафьев решил вернуться на историческую родину — в Красноярский край. Здесь начался новый период его творчества. В это время он писал как художественную прозу, так и публицистику.
Астафьев купил в родной деревне Овсянке дом, где жил летом, а на зиму возвращался в красноярскую квартиру. Оттуда открывался вид на реку и деревни вдали. На вопрос «Зачем вернулся в Овсянку?» писатель отвечал: «Вернулся помирать».
В его жизни было много испытаний, но самые трагические жизненные испытания Астафьев снова пережил в семье.
Не дай Бог родителям хоронить своих детей. А Виктору Астафьеву пришлось это пережить два раза. В марте 1946 года у Виктора и Марии родилась дочка Лидочка. Она не прожила и полгода, умерев в больнице Чусового в первые дни осени 1946-го.
Вторая дочка родилась в 1948 году. Виктор Астафьев души не чаял в шаловливой, озорной, непоседливой Ирочке. В 8 лет её сразила тяжелая ангина. Болезнь удалось победить, но проблемы с сердцем после этого преследовали Ирину до конца её дней.
Вышла замуж, родила двоих детей, но в 1987 году внезапно скончалась от ишемии. Виктор Петрович, живший тогда на родине в Овсянке, лично привез из далекой Вологды осиротевших внуков и любимицу-дочь – в тяжелом цинке.
«Давно мы с Марьей живем, многих пережили, а горечь и жалость к умершим, особенно к маме и дочерям не утихает, наоборот, с годами становится острее», — писал Астафьев в 1997 году Василю Быкову.
Писатель не ушел от военной темы: в 1990-х годах он создал повести «Обертон», «Так хочется жить» и «Веселый солдат», продолжил писать роман «Прокляты и убиты». В 1997–1998 годах в Красноярске выпустили 15-томное собрание сочинений Астафьева с комментариями автора. В 1999-м писателя наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В советские годы Виктор Петрович был трижды награжден Государственными премиями. В 1978 году за повесть "Царь–рыба", а в 1991-м за роман "Зрячий посох". А самой первой его наградой стала Госпремия РСФСР имени Горького за повести "Перевал", "Кража", "Последний поклон" и "Пастух и пастушка".
В эти годы Астафьев переосмыслил и тему войны — он работал над романом «Прокляты и убиты». Первая книга романа вышла в свет в 1992 году, вторая — в 1994-м. Писатель признавался, что это произведение отняло у него слишком много сил, а критики отметили, что автор ожесточился и утратил присущий ему светлый взгляд на мир.
В 1995 году за первые две части романа «Прокляты и убиты» Астафьеву вручили еще одну Государственную премию.
Казалось бы при таком внимании со стороны власти можно и нужно было ей петь дифирамбы, но нет. Астафьев не раз публично давал самую нелицеприятную оценку действиям государства в Великой Отечественной войне, за что часто подвергался критике.
По его мнению Советский Союз за победу заплатил неоправданно высокой ценой – огромным числом человеческих жертв, которые стали "пушечным мясом". В своих многочисленных интервью он не раз говорил, что СССР вырвал победу не талантом полководцев, а исключительно "количеством людей", оставшихся на полях войны.
Итак, роман "Прокляты и убиты" – самое неоднозначное произведение Астафьева.
Несмотря на то, что первые части романа были написаны через 50 лет после окончания войны, эта давность почти незаметна. Напротив, картины в романе были настолько яркие, а описания детализированные, что создавалось ощущение полной сопричастности описываемым событиям.
Астафьев не жалел читателя. Он не утаивал подробностей солдатского быта, не "причесывал" окопные диалоги, а буквально расстреливал читателя словами, как допустимыми в печати, так и нецензурными. Он не ставил целью написать книгу о войне Советского Союза с гитлеровской Германией – про это было написано так много, что и перечислять бессмысленно. Его главная цель в романе была показать войну не Отечественную, а внутреннюю – ту, о которой обычно не говорят.
Роман он так и не закончил. В 2000 году Виктор Астафьев прекратил работу над третьей частью романа «Прокляты и убиты», оставив её неоконченной. Как признавался сам писатель и подтверждали его друзья, работа над книгой была очень тяжелой. К концу жизни Астафьев устал от неё. Повлияло на его решение и то, что роман получил противоречивые отзывы: например, литературный критик Валентин Курбатов заметил, что «Прокляты и убиты» — это «самая мучительная в русской литературе книга».
Виктор Петрович Астафьев умер 29 ноября 2001 года в возрасте 77 лет.
А за несколько месяцев до смерти Красноярское Законодательное собрание рассматривало вопрос о выделении Астафьеву ежемесячной надбавки к пенсии в размере 3,5 тысячи рублей. Депутаты постановили отказать – "за поклёп на армию и предательство всего русского народа".
Неизвестно насколько такой отказ повлиял на состояние Виктора Петровича, но пресса того времени активно муссировала черствость местных депутатов, обвиняя их в том, что они обрекли Астафьева на мучительную смерть.
Похоронили писателя на родине в селе Овсянка Красноярского края рядом с могилой дочери Ирины.
Произведения, написанные Виктором Петровичем Астафьевым в течение всей его жизни – это попросту биография нашей страны. Практически в каждой его книге звучит благодарность судьбе за возможность общения с природой. Герои его книг - это обычные люди, умевшие жить «миром» и радоваться малому. Главная ценность литературного наследия Астафьева заключается в том, что оно интересно и понятно любому человеку, независимо от возраста и образования.
Виктор Астафьев – удивительный человек, он познал много трудностей в жизни, но не запутался и ни единым пятнышком не испачкал свою биографию, его книги учат быть стойкими, любить природу, быть сильными и наблюдательными.