155 лет со дня рождения исполняется писателю Владимиру Владимировичу Набокову.
Владимир Владимирович плотно засел в умах человечества как автор романа "Лолита".
История Гумберта и юной Лолиты, с одной стороны, стала ключом к бессмертию писателя. Однако, с другой стороны, как это не редко бывает, данный роман заслонил от человечества другие стороны писателя. Зачастую многие даже и не знают о вкладе Владимира Владимировича в энтомологию (науке о чешуекрылых, в частности – бабочек). Равно как не знают и о его непосредственном участии в популяризации в России кроссвордов. Не знают о его увлечении шахматами, составлении шахматных задачек, о шахматной теме в творчестве. О боксёрском, футбольном, теннисном опыте. Попробуем слегка раскрыть многогранность классика литературы и энтомологии.
Один из лучших писателей XX века (как русскоязычной литературы, так и англоязычной) родился 22 апреля (по новому стилю) 1899 года в Петербурге в старинной и богатой дворянской семье. Его дед, Дмитрий Николаевич, при Александре II и Александре III был министром юстиций, уважал закон и право. Мать, Елена Ивановна, родом была из мелкопоместного дворянского рода. Отец писателя, Владимир Дмитриевич, так же стал министром юстиций, но уже в другие времена: после Февральской революции 1917 года, при Временном правительстве.
Владимир Владимирович Набоков перенял от отца волевой решительный характер, либеральные взгляды, непринятие деспотизма в любых его проявлениях, ориентацию на западные культурные ценности. Но, в отличие от своих именитых предков, душа к политике у будущего классика не лежала. А лежала к более возвышенным вещам. Все эти увлечения так или иначе отражались в литературном творчестве. Одни в большей, другие в меньшей степени.
Набоков и бабочки
Свою первую бабочку Набоков поймал в шесть лет. Видимо на маленького Владимира это создание произвело весьма сильное впечатление. В итоге, чешуекрылые занимали довольно значимую часть в его жизни. В девять лет Набоков увлечёно изучал монументальный труд "Бабочки Британии". Повзрослев и эмигрировав, какое-то время он даже работал смотрителем коллекции чешуекрылых в гарвардском Музее сравнительной зоологии.
"И высшее для меня наслаждение — вне дьявольского времени, но очень даже внутри божественного пространства — это наудачу выбранный пейзаж, всё равно в какой полосе, тундровой или полынной, или даже среди остатков какого-нибудь старого сосняка у железной дороги между мёртвыми в этом контексте Олбани и Скенектеди (там у меня летает один из любимейших моих крестников, мой голубой samuelis), — словом, любой уголок земли, где я могу быть в обществе бабочек и кормовых их растений. Вот это — блаженство, и за блаженством этим есть нечто, не совсем поддающееся определению. Это вроде какой-то мгновенной физической пустоты, куда устремляется, чтобы заполнить её, всё, что я люблю в мире ", – писал Набоков в автобиографическом романе "Другие Берега".
С 1941 года в течение 29 лет Набоков называет и описывает не менее 20 видов чешуекрылых. А в память об ученом даже назвали род голубянок "Nabokovia", а несколько десятков бабочек получили имена в честь его литературных героев. Поэтому для энтомологов Набоков – классик не только литературы, но и науки.
Набоков и шахматы
Наряду с бабочками, крепким увлечением для Набокова являлись шахматы. О страсти Владимира Набокова к шахматам и составлению шахматных задач, написано не мало, в том числе и им самим. Он не раз обращал внимание на сходство шахматной композиции и литературного творчества. Любовь к шахматам Набокову привил отец. В их доме эта игра была в почёте. Даже на родовом гербе были шахматные мотивы. Известно, что 29 января 1918 года Набоков написал свою первую пьесу: “Весной”. В пьесе одно действие и четыре действующих лица — двое молодых влюбленных, незнакомец и шахматист.
В одной французской телепрограмме, записанной 30-го мая 1975 года, давая интервью Бернару Пиво, Владимир Набоков сказал:
"Более всего в шахматах меня притягивали именно ходы — ловушки, скрытые комбинации, вот почему я отказался от состязательной борьбы на шахматной доске и весь отдался сочинению шахматных задач. Я не сомневаюсь, что существует тесная связь между некоторыми миражами моей прозы и блестящей и в то же время темной материей шахматных задач, волшебных загадок, каждая из которых плод тысячи и одной ночи без сна. "
На другое интервью французскому телевидению пришёл уже не молодой Владимир Набоков с женой. Они молча вошли в студию, сели за столик и начали шахматную партию. Молча начав и молча закончив, писатель встал и произнёс своё имя на четырёх языках и ушёл.
Примечательно, что в Советском Союзе широкому кругу читателей Набоков стал известен благодаря журналу "Шахматное обозрение", который в 1986 году опубликовал две страницы из романа — воспоминаний "Другие берега". В котором Набоков, в частности, рассказывает о своем излюбленном занятии — составлении шахматных задач.
Набоков и кроссворды
Удивительно, но Набокову мы также обязаны популяризацией кроссвордов. Известно, что писатель был составителем первых русскоязычных кроссвордов, которые публиковались в газете "Руль". В этом берлинском издании выходило приложение "Наш мир", в котором 22 февраля 1925 года впервые употребляется термин "крестословица". Данный термин придумал Владимир Владимирович Набоков для кроссвордов. Писатель старался в каждом своём произведении упомянуть "крестословицу". Позже он даже был уверен, что термин вошёл в повседневный обиход, что, как мы можем судить, не соответствует действительности.