Замечательные сказки, увлекательные повести, стихи, сатирические фельетоны, которыми до сих пор зачитываются наши современники,- все это принадлежит великому советскому писателю Юрию Олеше, родившемуся на Украине. Его семья происходила из древнего рода польских дворян. В 11 лет он поступил в одесскую Ришельевскую гимназию. Это учебное заведение считалось одним из лучших в городе и славилось тем, что почетными гостями в нем бывали Александр Пушкин и Николай Гоголь. В книге «Алмазный мой венец» советский писатель Валентин Катаев упоминал, что в гимназической среде ришельевцы считались аристократами. Даже форму они носили другого цвета — серую, тогда как в других одесских школах она была черной.
Среди товарищей Юрий Олеша слыл ироничным и острым на язык юношей. Его немного побаивались: никто не хотел стать предметом насмешек. Литература в этот период интересовала будущего писателя гораздо меньше, чем футбол — новый для того времени вид спорта, который быстро стал популярен среди гимназистов. Олеша играл за сборную Ришельевской гимназии в финале Олимпийских игр Одесского учебного округа. Однако мечтам о спортивной карьере не суждено было сбыться: из-за слабого сердца врачи вскоре запретили ему играть в футбол.
Первые стихотворения Юрий Олеша написал, когда учился в старших классах. Одесская газета «Южный вестник» опубликовала его произведение «Кларимонда», а спустя три года молодой поэт подарил тетрадь с 35 стихами «Виноградные чаши» своему кумиру –учителю словесности Аркадию Автономову.
Выпуск Юрия Олеши из гимназии стал последним из тех, кто получил аттестаты с двуглавым императорским орлом. После школы будущий писатель поступил на юридический факультет Новороссийского университета.
Когда в Одессе окончательно установилась советская власть, в городе появился новый литературный клуб — «Коллектив поэтов». В него вступили Юрий Олеша, Исаак Бабель, Илья Ильф, Валентин Катаев, Эдуард Багрицкий, Лев Славин. Все они тогда писали стихи, хотя позже многие из «Коллектива поэтов» прославились как прозаики.
В Одессе состоялся драматургический дебют Олеши – на сцене силами участников литературных кружков была поставлена пьеса под названием «Маленькое сердце». Текст сочинения затерялся, но в творческой биографии писателя пьеса сыграла роль: Юрий услышал первые восторженные отклики.
Олеша пробовал себя в разных амплуа: писал агитационные стихи, тексты для плакатов.
Произведения молодого писателя печатались под псевдонимом Зубило. Темы для статей автор брал из писем, которые приходили в редакцию: в них читатели и рабкоры жаловались на бюрократов, расхитителей, нарушителей новых советских порядков.
Однажды Юрий познакомился с 13-летней Валентиной Грюнзайд — дочерью поставщика чая, которая жила напротив его дома. До знакомства писатель часто видел, как она сидит на подоконнике с книгой. Валентина рассказала Олеше, что любит сказки Андерсена, и он пообещал создать для нее историю лучше, чем у датского писателя.
Так началась работа над романом-сказкой «Три Толстяка». Олеша отматывал бумагу от газетного рулона в типографии, раскатывал ее на полу в комнате и писал по ночам. Произведение было создано всего за восемь месяцев. В городе Толстяков угадывалась теплая Одесса. Карнавальная сказка с революционным сюжетом читалась легко, фантазия и блестящие метафоры автора восхищали детей и взрослых.
Но в печать «Три толстяка» попали не сразу: издателям казалось неуместным писать о революции в сказочной форме. Сначала вышел роман Олеши «Зависть».
Через два года Театр им. Вахтангова и петербургский БДТ поставили по мотивам романа спектакль «Заговор чувств». Только после этого вышло первое издание «Трех толстяков» и в 1930 году сказку поставили на сцене МХАТа и Ленинградского БДТ имени Горького.
Инсценировка переведена на 17 языков и сегодня ставится на мировых сценах.
Олеша не переставал писать никогда. Воспоминания, зарисовки, размышления, рассказы - все находило свое место страницах его замечательных книг, напоминающих фресковую живопись сочетанием фрагментарности и общей цельности картины.