3 марта исполняется 125 лет со дня рождения Юрия Карловича Олеши (3 марта 1899 -10 мая 1960)- русского и советского писателя-прозаика, поэта, драматурга, сатирика.
Литературное досье «НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ»
Юрий Карлович Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 года в Херсонской губернии. В возрасте трёх лет переезжает в Одессу вместе с родителями. Впоследствии он всегда себя считал себя уроженцем этого города. Отец семейства Карл Антонович происходил из шляхетского сословия. Мать Ольга Владиславовна Герлович, как и муж, была родом из Западного края.
Дома звучала польская речь, сына называли Ежи, а не Юрием. Олеша вспоминал, что русскому языку и арифметике его научила бабушка Мальвина Францевна. Обладая поэтической душой, она преподала маленькому Юре и первые уроки эстетики, умение восхищаться природой.
Родители никогда не имели духовной близости с сыном и не особо интересовались его делами: так, уже в 1939 году Ольга Владиславовна удивилась, услышав от кого-то, что её сын стал известным писателем.
В 1910 году Юрий Олеша поступил в Ришельевскую гимназию. Учился он без особых сложностей, считался одним из лучших учеников заведения и окончил его с золотой медалью. Ироничного, острого на язык молодого человека, все побаивались. Кличка, данная им, приклеивалась надолго. А стихи, которые он писал, печатали и с восхищением читали.
Непоседливый и живой, Юра любил цирк и кинематограф, море и книги, но больше всего – футбол. Страсть к этой игре он сохранил и позднее – уже как болельщик.
Окончание гимназии совпало с революционными событиями 1917 года. Радикальные перемены в стране Олеша воспринял с юношеским воодушевлением. Два года в Одесском (Новороссийском) университете совпали с периодом гражданской войны, поэтому всё вокруг отвлекало от посещения лекций. В 1919 году Олеша бросил университет.
Деятельный и талантливый юноша не мог пройти мимо литературы в городе, где красочность языка и бурление жизни располагали к занимательным историям и живописным повествованиям. Литературный дебют Юрия Олеши пришёлся на 1916 год, когда первые его стихи вышли в «Одесском листке». Вскоре в Одессе сложился кружок молодых, дерзких и весёлых писателей, в который входили Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров, Эдуард Багрицкий, Исаак Бабель и другие. Их отличала романтическая приподнятость стиля, живой язык, неистощимый юмор.
После кратковременной службы телефонистом в Красной Армии в 1919 году Олеша работал в газете одесских железнодорожников «Южный гудок» и харьковском филиале РОСТА. Писал пьески, эпиграммы, фельетоны, набирался писательского опыта. В 1922 году Олеша по примеру многих друзей-одесситов перебрался в Москву. В течение нескольких лет он сотрудничал с газетой «Гудок». Литературный отдел «Гудка» по праву считали первоклассным коллективом – помимо одесситов, в нем трудились Михаил Зощенко, Михаил Булгаков, Константин Паустовский. Под псевдонимом «Зубило» Олеша сочинял стихотворные сатиры и юморески, получившие широкое признание. Лучшие из них выходили отдельными сборниками.
Первым писательским успехом Юрия Карловича стал роман-сказка «Три толстяка», написанный в 1924 году и опубликованный четырьмя годами позднее. Навеянная революционными событиями и фактами личной жизни книга отличалась метафоричностью слова и простодушием изложения. История об оружейнике Просперо, канатоходце Тибуле и девочке-кукле Суок полюбилась миллионам детей. Она не раз ставилась на сцене, а в 1966 году была экранизирована.
В 1927 году к Олеше пришла настоящая известность. Роман «Зависть» сразу привлёк всеобщее внимание. Критики отмечали сочность письма, отменный литературный вкус, энергию текста. В то же время, «Зависть» подняла животрепещущую проблему художника и общества, старого и нового взглядов на мир. Герои книги – Бабичев, Макаров, Кавалеров – отражали разные грани современного существования. Первый представлен энтузиастом социалистического строительства, второй – сторонником создания человеко-машин, третий – поэт по натуре. Последний, самый талантливый, оказался наименее востребованным – под ним Олеша вывел себя. По мотивам романа в 1929 году режиссёр театра им. Евгения Вахтангова А.Д. Попов поставил эффектный спектакль «Заговор чувств».
Рассказы «Лиомпа» и «Вишнёвая косточка», пьеса «Список благодеяний», написанные в 1928–1930 гг., укрепили писательский авторитет Олеши. Однако триумфальное утверждение соцреализма в литературе в начале 1930-х гг. напрямую отразилось на его творчестве. Олеша лично осудил ошибки «Зависти» на I Всесоюзном съезде советских писателей, обещая писать в ином ключе, но, по сути, перестал писать вообще.
Эммануил Казакевич, большой друг Олеши, писал: «Олеша - один из тех писателей, которые не написали ни единого слова фальши. У него оказалось достаточно силы характера, чтобы не писать то, чего он не хотел».
Юрия Карловича стали гораздо чаще видели в ресторане Центрального дома литераторов или на футболе, чем на страницах литературных журналов. Порывы вернуться к перу быстро иссякали. Тем удивительнее появление в 1965 году, уже после смерти писателя, цикла автобиографических миниатюр «Ни дня без строчки». Вспоминая на склоне лет свою жизнь – от рождения до печальных минут литературного простоя и забвения – Олеша обрёл прежний звонкий голос и выразительную интонацию.
Юрий Олеша скончался 10 мая 1960 года в своей московской квартире. Похоронили автора «Трёх толстяков» на Новодевичьем кладбище.
Писатель прожил свою жизнь точно, как выразил в дневнике: «В конце концов, неважно, чего я достиг в жизни, — важно, что я каждую минуту жил».