«Нет в искусстве ничего полезнее для детей, чем сказки» - писал Александр Роу. 8 марта 2021 года исполняется 115 лет со дня рождения А.А. Роу (1906-1973).
Родился Александр Артурович 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика – эмигранты. Отец – ирландец, прибывший в Россию для налаживания работы мукомольного производства. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий. В 1915 году мама с сыном перебираются в Сергиев Посад, где Александр оканчивает школу.
После семилетки Роу поступает в экономический техникум, а в свободное время занимается в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже будущий режиссер оказывается в театре «Синяя блуза» и влюбляется в сцену и эстраду.
Молодой человек поступает в киношколу Бориса Чайковского, а после окончания – в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжается до 1934 года. Однако уже с 1930 Александр Артурович трудится на студии «Межрабпомфильм». Начинающему кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова.
С 1937 года Роу становится режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Сказка была встречена с настороженностью — не мистика ли это? что за намеки? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотречённости и родной земле. Роу снял «Василису Прекрасную», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр.
Интересно, что на роль злодейки пробовалась и великая Раневская, и множество молодых красивых актрис. Но получил роль Милляр, резонно заметив Роу: «Какая нормальная женщина согласится так себя изуродовать? Только гример отвернется – тут же ресницы подкрасят!».
Вся творческая режиссерская карьера Роу связана со сказками, как русскими народными, так и авторскими. Режиссер перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы в мультфильмах, а живые люди - актеры.
Фильм-сказка стал для Роу тем единственным жанром, в котором можно было бы избежать идеологической подоплеки. Свои задачи он видел совсем в другом: «В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений – этого дети не любят, – писал Роу. – Мораль в фильме глубоко спрятана в обилии приключений, неожиданностей, а иногда и просто в смешных ситуациях. Кино – искусство чрезвычайно эмоциональное, и наша задача – взволновать юного зрителя судьбой героев, заставить его кого-то полюбить, а кого-то возненавидеть…».
«Морозко» - несомненно, лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. В 1965 году фильм получил приз «Золотой лев св. Марка» на XVII Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Режиссёр
1938 год – «По щучьему веленью»
1939 год – «Василиса Прекрасная»
1941 год – «Конёк-Горбунок»
1944 год – «Кащей Бессмертный»
1952 год – «Майская ночь, или Утопленница»
1954 год – «Тайна горного озера»
1956 год – «Драгоценный подарок»
1957 год – «Новые похождения Кота в сапогах»
1959 год – «Марья-искусница»
1960 год – «Хрустальный башмачок»
1961 год – «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1963 год – «Королевство Кривых Зеркал»
1965 год – «Морозко»
1968 год – «Огонь, вода и… медные трубы»
1969 год – «Варвара-краса, длинная коса»
1972 год – «Золотые рога»
Автор сценария
1944 год – «Кащей Бессмертный»
1960 год – «Хрустальный башмачок»
1961 год – «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1969 год – «Варвара-краса, длинная коса»
1972 год – «Золотые рога»
1975 год – «Финист – Ясный Сокол»