ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

15 августа родился известный шведский писатель и журналист Стиг Ларрсон. Мировую известность и популярность ему принесла трилогия «Миллениум», которую французские СМИ прозвали «северным вирусом» – по тому, как она, словно эпидемия, захватила читающую публику Европы. Безвременная кончина писателя стала большим горем не только для его семьи и друзей, она стала частью мифа, сложившегося вокруг него и его книг. Имя Ларрсона оказалось в трагических списках больших талантов, слишком рано ушедших из жизни.

 Будущий писатель родился в небольшом шведском городке Шеллефтео. Его отец работал на плавильном заводе. Когда у отца стало ухудшаться здоровье из-за отравления химикатами, они перебрались в Стокгольм. Но в связи со стесненными условиями жизни вынуждены были оставить годовалого сына на попечение родителей матери. До 9 лет мальчик жил с бабушкой и дедушкой в глухом селе в муниципалитете Норшё. Жили в деревянном срубе, а в местную школу Стиг ходил на лыжах, чтобы пробираться через сугробы. Но ему нравился этот образ жизни. Особое влияние на воспитание маленького Стига оказал дед, ярый политический активист, антифашист, бывший в заключении во время войны. Всю жизнь Ларссон считал его примером для подражания. После смерти деда мальчик уехал к родителям, у которых к тому времени родился второй сын Иоаким. В 12 лет юный Ларссон получил в подарок пишущую машинку, что привело его в несказанный восторг, он часами просиживал за ней, изливая мысли и фантазии на бумагу. 20-летним юношей он был призван в шведскую армию и провел 16 месяцев на обязательной военной службе в пехотном подразделении в Кальмаре. В разгар Вьетнамской войны Ларссон уже пробовал себя как писатель, печатал первые опыты. Но на фоне происходящего решил на время отложить литературу и увлекся журналистикой. В то время в Швеции каждую субботу можно было увидеть шествия – молодежь вышагивала с криками «Вон из Вьетнама!». На одной из таких демонстраций Стиг встретил архитектора Еву Габриэльссон, с которой связал не только личную, но и политическую и творческую жизнь. Вскоре Ларссон начал писать о войне – статьи, интервью, очерки. Работал фотографом. Будучи, как и его дед, антифашистом, он отвергал все проявления насилия и несправедливости. А после вступления в ряды Социалистической партии Швеции ушел в армию. Покопавшись в его биографии, можно узнать, что в 1977 году он ездил в Эритрею (Восточная Африка) и там учил женщин из партизанских отрядов обращаться с гранатометом. Обнаружив заболевание почек, Стиг вернулся в Стокгольм к Еве. Здесь он, устроившись работать графическим редактором в крупнейшее шведское агентство, начинает изучать природу таких явлений, как экстремизм, неонацизм, расизм, проявления которых все чаще наблюдал в шведском социуме. В начале 1980-х Ларссон стал скандинавским корреспондентом британского журнала «Прожектор», посвященного антифашизму и антирасизму. Также редактировал журнал «Четвертый интернационал», писал статьи для ежедневной газеты «Интернационал». В 1987 году журналист вышел из партии, так как не был согласен с новыми политическими ориентирами руководства. Но при этом не утратил активной гражданской позиции, не стал меньше радеть о проблемах общества. Впоследствии стал редактором журнала «Экспо», который был моделью того самого вымышленного издания «Миллениум», описанного в одноименной трилогии. Стиг Ларссон написал ряд книг и исследований политического содержания, читал лекции и участвовал в публичных дебатах. Словом, ко времени яркого литературного дебюта мужчина уже состоялся как политический активист и журналист, добился широкой известности в обществе. Первые литературные опыты Ларссона, сделанные еще в подростковом возрасте, были в жанре научной фантастики. Страстный поклонник этого направления, Стиг с 1972 года стал редактором тематических фэнзинов (печатное издание, выпускаемое фанатами жанра) «Sfären», «FIJAGH». В этой «периодике» он публиковал свои первые рассказы. В 70-е годы издал более 30 фэнзинов. Затем переехал в Стокгольм, где активно участвовал в деятельности крупнейшего шведского фан-клуба научной фантастики «SFSF». В 1990-х Ларссон начал работать над трилогией криминальных романов, объединенных циклом «Миллениум». Так называется издательство, совладельцем которого является журналист Микаэль Блумквист – центральный персонаж всех книг цикла. Он ведет сложные и запутанные расследования, попадает в череду приключений и пускается в интригующие авантюры. Его строптивая помощница и подруга – молодой хакер Лисбет Саландер. Забавно, что Ларссон выбрал прототипами героев всемирно известных детских персонажей, созданных Астрид Линдгрен. Лисбет, например, это Пеппи Длинныйчулок из одноименной книги, а журналист – родственник Калле-сыщика по фамилии Блумквист. Впрочем, как считают большинство критиков, прототипом главного героя трилогии стал сам Ларссон. На это указывают некоторые совпадения в биографиях автора и главного героя. Стиг Ларссон уже заключил договор на издание всех романов «Миллениума», но не успел увидеть их в печати и насладиться успехом. Писатель скончался за год до публикации первого произведения под названием «Мужчины, ненавидящие женщин». В нем детективная пара идет по следам серийного маньяка, на протяжении многих лет насилующего и убивающего женщин. Роман был опубликован в Швеции в 2005 году. В Британии, второй стране, где был издана книга, произведение стало называться «Девушка с татуировкой дракона». А в 2006-м последовала и первая награда – премия «Стеклянный ключ», присуждаемая лучшим детективным авторам Скандинавских стран. Также роман получил «Boeke Prize» (2008), «Galaxy British Book Awards» (2009), «Anthony Award».

cover1 w220

Роман вызвал бурю восторженных отзывов и был признан лучшим детективным триллером 2008 года, а также вошел в список 10 любимых книг Стивена Кинга. Вторая книга «Девушка, игравшая с огнем» явила читателю не менее увлекательный сюжет: в этот раз на первый план выходит Лисбет Саландер, которую беспочвенно обвиняют в убийстве. Роман вышел в 2006-м и тоже был удостоен наград.

Devushka kotoraya igrala s ognem

 Наконец, в 2007 году в Швеции выходит третья книга «Девушка, которая взрывала воздушные замки». Она подытоживает события предыдущих частей трилогии: Блумквист и Саландер противостоят целой криминальной системе, включающей и структуры госбезопасности. Ларссон очень жестко клеймит современное общество, роман пропитан едкими цитатами. В 2008-м труд получил премию «Стеклянный ключ».
396001 58058240

Автор писал трилогию ради удовольствия, вечером, после возвращения домой с работы, даже не думая о том, что его литературные «детища» станут мировыми бестселлерами. Общий объем продаж книг трилогии превышает десятки миллионов долларов, а сам Ларссон входит в число самых продаваемых современных авторов вместе с Джоан Роулинг, Стефани Майер и Дэном Брауном. Отчасти, такому успеху способствовали и экранизации. В 2009 году в Швеции были поставлены все 3 части цикла. А в 2011-м состоялась первая премьера в Голливуде. В 2013 году шведский журналист и писатель Давид Лагеркранц заявил, что закончит начатый Ларссоном четвертый роман из цикла о Блумквисте и Саландер. Книга под названием «Девушка, которая застряла в паутине» была издана в 2015-м. А 2 года спустя писатель представил на суд читателя второе произведение серии – «Девушка, которая потеряла свою тень». Также, по слухам, Лагеркранц анонсировал выход своей третьей книги о продолжениях приключений Лисбет Саландер, которой он планирует завершить цикл в 2019 году. Ева Габриэльссон стала преданной музой, соратницей и гражданской женой Ларссона. Пара не могла официально зарегистрировать брак, потому что, по шведским законам, это потребовало бы обнародования их адресов и контактов. Для людей, которые из-за своих политических взглядов жили в условиях конспирации, это было неприемлемо. Факт документального холостяцкого статуса стал основанием для того, чтобы все наследство, в том числе и солидные авторские гонорары, ввиду отсутствия у Ларссона детей, перешли к отцу и брату писателя. Удивительно, что писатель Стиг Ларссон повторил судьбу своего любимого деда – умер от обширного инфаркта в возрасте 50 лет. Причиной приступа оказалась повышенная нагрузка – в тот день в офисе не работал лифт, и мужчина поднялся пешком на 7 этаж. Для Ларссона, который был трудоголиком, заядлым курильщиком (выкуривал более 60 сигарет в день) и злоупотреблял кофе, это стало последней каплей. Писатель и журналист похоронен на кладбище церкви Хегалид в Стокгольме. После смерти Стиг Ларссон стал настоящей легендой шведской литературы, его книги вышли во всем мире суммарным тиражом 65 миллионов экземпляров и получили статус бестселлера. Сегодня по местам, где разворачивается действие романов, в Стокгольме водят экскурсии.

© 2024 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.