16 августа известный современный российский прозаик, режиссер, сценарист, переводчик и актер Павел Владимирович Санаев отмечает свой день рождения. Его автобиографическая повесть «Похороните меня за плинтусом», написанная с зашкаливающей степенью откровенности, сразу же сделала его знаменитым, и он в одночасье навсегда вошел в русскую литературу.
Семья, в которой формировался характер Павла, представляет собой династию профессиональных артистов театра и кино. Всеволод Васильевич Санаев, дедушка Павла, был выдающимся советским актером. Мать Павла – известная киноактриса Елена Санаева, запомнилась зрителю по характерным ролям в фильмах «Приключения Буратино» и «Чучело». Наиболее теплые отношения у Павла сложились с отчимом, великим советским актером и режиссером Роланом Быковым. По словам Павла, мэтр советского кино оказал наибольшее влияние на формирование его характера. Родители развелись, когда мальчику было два года. Из-за работы мать не могла уделять сыну достаточно времени, поэтому Павел стал жить в семье дедушки и бабушки – актера Всеволода Санаева и его жены Лидии. Этот период жизни лег в основу книги «Похороните меня за плинтусом». Когда Павлу было четыре с половиной года, у Елены начался роман с актёром Роланом Быковым. Именно известный актер подтолкнул приемного сына к литературному творчеству. По словам самого Санаева, «… я начал писать первые рассказы очень рано — в восьмом-девятом классе. Некоторые получились удачным, и стали потом главами книги, как например, «Цемент» или «Купание». А некоторые не получились совсем… С этого и пошло, спасибо Ролану Антоновичу». А вот еще из воспоминаний: «В пятнадцать лет я написал школьное сочинение «Один день нашей Родины», которое случайно прочёл мой отчим Ролан Быков. Он пришёл в ужас и громко кричал, что я или полный идиот, или жертва образовательной системы. Чтобы выяснить наверняка, он поставил передо мной маленькую черепашку, склеенную из ракушек, и потребовал написать про неё рассказ.
– Что угодно, всё, что сочтешь нужным, – объяснил он, – главное, чтобы она не «ковала у тебя в общем улье мощь и процветание страны».
Написанный в стиле фельетона рассказ понравился отчиму, и так выяснилось, что я не идиот, а жертва». Еще в детстве Павел снялся в фильме «Чучело», режиссером которого стал отчим. Дебют принес юноше новые предложения, и до конца учебы Павел уже успел поучаствовать в 4 картинах. Окончив ВГИК в 1992 году, молодой человек предпочел не продолжать актерскую карьеру. Наступили 90-е годы, друзья Павла промышляли фарцовкой, зарабатывая большие деньги. В это время будущий писатель приобретает популярность, записывая авторские переводы зарубежных кинокартин, часто не выходивших в прокат на территории СНГ легально. Но отчим это пресёк, убедил прекратить подобные занятия и предложил вместо этого написать книгу. Так как получить одобрение Быкова было очень важно для Санаева, он начал писать и потратил на это более года. Как он вспоминает, было трудно продолжать писать, когда однокурсники уже ездили на машинах, купленных на заработанные фарцовкой деньги.
Повесть забирала все силы, автор полтора года прожил в четырёх стенах фактически взаперти. В июле 1996 года повесть «Похороните меня за плинтусом» была опубликована в журнале «Октябрь» и удостоена премии журнала за лучший дебют. Она была обласкана критиками, но почти незамечена читательскими массами. А в 2003 году пришел настоящий бум на творчество Павла Санаева. Его книга, номинированная на Букеровскую премию, буквально взорвала отечественный книжный рынок и обрела культовый статус. Она выходила большими тиражами более пятнадцати раз. В 2005 году автор был удостоен премии «Триумф-2005». Так, книга, написанная когда-то с подачи Ролана Быкова, стала настоящим бестселлером, сделавшим Санаева одним из самых известных писателей современной России. Вот что о повести рассказывает сам Павел Санаев: «Конструкция книги сделана так, что в начале книги вы видите некую жизненную ситуацию, которой вы ужасаетесь и думаете: «Боже мой, какой тиран. Как там мальчик живет с такой бабушкой, что она с ним творит!» Потом вы узнаете какие-то тайные вещи, вы начинаете ее понимать на эмоциональном уровне и думаете, что это не она такая, это жизнь такая. И, наверное, ее можно в какой-то степени понять. Дальше она творит какие-то ужасающие вещи с матерью. Когда она на глазах ребенка унижает ее, интригует, пытается поломать их любовь. И у вас возникает чувство: ну нет, какая бы они ни была несчастная, но это нельзя ни понять, ни простить. Нет ей прощения. Но в финале после ее монолога и ее собственной смерти, вы ее прощаете. То есть это специально выстроенная конструкция». Павла Санаева постоянно ассоциируют с его бестселлером «Похороните меня за плинтусом». Многие считают, что причиной тому не столько несомненная литературная добротность этой книги, сколько ее автобиографическая подоплека, хотя сам Павел не раз просил не проводить прямых параллелей с его знаменитой кинематографической семьей. Как бы то ни было, повесть, которую одни считают шедевром русской словесности, другие – литературным сором из избы знаменитой актёрской семьи, остается в ряду бестселлеров уже больше десяти лет, а Павел Санаев давно уже поднялся над «Плинтусом». Он пишет прозу и киносценарии, в качестве режиссера выпустил фильмы «Каунасский блюз», «Последний уик-энд», «Нулевой километр», «На игре». В 2009 году состоялась премьера картины режиссера Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом», снятой по мотивам повести Павла Санаева. Не смотря на звездный состав – Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина – автор был менее всего доволен фильмом, так как, по его мнению, он очень далёк от настроения, переданного в книге.
История обаятельного Саши Савельева, завоевавшая огромное количество поклонников, нашла свое продолжение в новом романе Санаева – «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом - 2», вышедшем в 2013 году. В этой книге писатель попытался соединить «исповедь поколения» сегодняшних сорокалетних и сценарий о золотой молодежи.
Автор сделал попытку написать роман воспитания – о молодом человеке, юность которого и момент выбора пути пришлись на начало 1990-х, соответственно, эпоху крушения прежних ценностей и поведенческих парадигм. Два года назад Павел Владимирович презентовал новую книгу «Хроники Раздолбая-2. Спор на балу Воланда». Это история – продолжение уже известного рассказа о человеке, раздираемом противоречиями, который пытается найти свое место в жизни, поймать удачу и выйти победителем из жизненных передряг. В будущем Санаев планирует написать книги в ином жанре.