Когда умолкает июньский шелест берез, отцветает душистый июль, прохладный август перешагивает свою середину и наступает особая тишина. Ах, как любили наши предки последний месяц лета красного, любили и ждали. Ведь на Руси издревле август знаменуют три замечательных праздника - три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (Хлебный). Первый Спас 14 августа по народному выражению — «на воде»; второй — 19 августа, «на горе»; третий -29 августа, «на полотне».
Все три Спаса являются в какой-то степени своеобразным православным праздником урожая. Ведь в августе на Руси обычно поспевает почти все, что посеяно в поле, на огороде, растёт в саду, а на пасеках стараниями пчёл соты заполняются свежим мёдом.
Итак, череду торжеств начинает Медовый спас 14 августа. Именно с этого дня начинается Успенский пост или Лакомка; полным ходом идет уборка урожая и подготовка к зиме; лето поворачивается на холода, а птицы на юг. Зарождение этого праздника относится к 9 веку, его празднование было установлено в Константинополе, а в 12-13 веках он утвердился во всех Православных церквях мира.
Русское название праздника «происхождение» — неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение». В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому в народе праздник получил название «Медовый Спас».
Совершая празднество в честь Креста Господня, Православная Церковь возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Креста Своего ограждал верующих от всех врагов видимых и невидимых на всех путях земной жизни.Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено и по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Святого Креста во время сражений Святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.
В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освещения воды крестьяне купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья. В это время на Руси освящали новые колодцы.
Первый Спас на Руси зовут Медовым Спасом. С этого дня начинается сбор мёда и освящение его в церкви. Этот день – праздник пчеловодов, когда пчеловоды – пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. «На первый Спас заламывай соты», «На первый Спас и нищий медку покушает» — говорят в народе. Крестьяне полагали, что именно к 14 августа мёд в ульях созревает до полной готовности и его можно собирать. У Медового Спаса много названий: его называют Первым, Мокрым, Спасом — Маковеем, Лакомкой и Медовым праздником. Он совпадает с началом Успенского поста.
Неизвестно, откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. Действительно, с 14 августа выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича (XVII век).
19 августа Русская Православная церковь празднует великий христианский праздник — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Чтобы явить Своим ученикам эту Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, Господь преобразился перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор — лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет.
Явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Его слушайте».
Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире.
Праздник Преображения Господнего принадлежит к 12 наибольшим православным праздникам. В народе этот день называют Вторым или Яблочным Спасом.
Это традиционный праздник урожая. 19 августа природа поворачивается к осени и отворачивается от лета. Земля преображается и дает людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, также несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.
Название Ореховый Спас пришло из-за сбора урожая орехов к 29 августа, когда они считаются полностью созревшими.
29 августа, в праздник Спаса, освящали хлеб, испечённый из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.
Эти события - Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, Преображение Господне и Успение Божией Матери - имеют свои корни, как в церковных, так и в народных традициях. В это время люди приносят в храмы плоды нового урожая. Эти знаменательные даты наполняют сердца радостью и озаряют жизнь яркими красками. Медовый Спас очаровывает своей сладостью и ароматом. Яблочный - величественный и освежающий, напоминает о дарах яблонь, которые щедро подарила нам родная земля.
В библейской истории и народных традициях, связанных с этими праздниками, нам помогают сориентироваться книги. К этим замечательным праздникам в Журавлёвской библиотеке оформлена книжная выставка «Три Спаса России».
Чтобы лучше узнать о традициях и обрядах празднования, о полезных свойствах мёда, яблок и орехов, познакомиться с рецептами приготовления кулинарных блюд, приглашаем вас посетить книжную выставку, которая будет функционировать до конца месяца.
ПРИХОДИТЕ! ВЫБИРАЙТЕ! ЧИТАЙТЕ!