ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

Джон Голсуорси появился на свет 14 августа 1867 г. в городе Кум (графство Суррей). Ему довелось родиться в очень богатой семье; отец был юристом, директором Лондонской компании, и не жалел денег на образование сына. Сначала местом учебы Джона была привилегированная школа Харроу, позднее - Оксфордский университет, где он изучал морское право.

20240814 хлебодарное 1 Прекрасное образование сулило не менее замечательные перспективы, однако Голсуорси, став адвокатом в 1890 г., так и не начал заниматься юриспруденцией на практике, а отправился за границу, в кругосветное путешествие. Ему вменялось в обязанности присматривать за связанным с морскими перевозками бизнесом семьи, однако не только и не столько это волновало молодого человека. Он стал излагать впечатления о своих путешествиях на бумаге. Джозеф Конрад, с которым Голсуорси познакомился в одном из путешествий (тот был первый помощником капитана) и в лице которого обрел близкого друга, в немалой степени посодействовал тому, чтобы его творчество было выставлено на обозрение публики. Вдохновляла его на это и Ада Пирсон - супруга его кузена; с ней Голсуорси связывал многолетний тайный роман.

В возрасте 28 лет Джон Голсуорси решил для себя, что станет писателем. В 1897 г. выходит его первая книга, подписанная псевдонимом Джон Синджон и представлявшая собой сборник небольших рассказов «От четырех ветров». Этим же псевдонимом начинающий литератор пользовался и для публикации еще нескольких работ. Уже через год он издал первый роман «Джослин», в 1900 г. - роман «Вилла Рубейн». В 1901 вышел еще один сборник рассказов, в котором фигурировала семья Форсайтов - это было начало реализации замысла, на который ушло больше трех десятков лет. В 1904 г. выходит книга «Остров фарисеев», примечательная тем, что Голсуорси впервые опубликовал труд под настоящим именем.

В том же 1904 г. умер отец Голсуорси, и его сын обрел больше материальной и моральной свободы. К нему переехала и через год вышла за него замуж возлюбленная - позади были почти 10 лет бурного осуждения окружающими их отношений. Перелом в биографии стал мощным творческим стимулом для написания романа «Собственник» (1906). После него о Голсуорси заговорили как о большом писателе, кроме того, это произведение стало первым томом будущей трилогии знаменитой «Саги о Форсайтах».

 20240814 хлебодарное 2

 Вышедшая в 1906 г. дебютная пьеса «Серебряная коробка» принесла успех Голсуорси как драматургу. Именно драматическому жанру он стал отдавать предпочтение в этот период, создавая одно за другим остросоциальные произведения, которые ставились не только в Англии, но и других странах. В 1922 г. был опубликован однотомник «Саги о Форсайтах», которая имела просто оглушительный успех и принесла их автору статус ключевой фигуры англо-американской литературы. Джон Голсуорси занимался не только литературной, но и общественной деятельностью. Так, он боролся за то, чтобы были изменены законы о женском избирательном праве, цензуре, разводе и др., ратовал за проведение социальных реформ, чуть ли не половину доходов тратил на благотворительность. В 1921 г. у него появилось собственное детище – ПЕН-клуб, международная писательская организация, которую он в качестве отца-основателя поддерживал до конца жизни. Голсуорси сам себе выдвинул строгое требование писать ежедневно, поэтому его литературное наследие весьма обширно: только романов в нем 20. Самой значительной его «представительницей» стала вышеупомянутая «Сага о Форсайтах» (1901-1933) принесшая автору мировую славу и представляющая собой масштабное эпическое полотно о жизни верхушки среднего класса на примере трех поколений одного семейства.
20240814 хлебодарное 3

Семь английских, американских и шотландских университетов присвоили Голсуорси почетную степень; в 1929 г. ему вручили национальный орден «За заслуги», а апогеем признания его как выдающегося писателя, его «высокого искусства повествования» стало присуждение в 1932 г. звания лауреата Нобелевской премии в области литературы. Сам Голсуорси в это время страдал от смертельного недуга (опухоли мозга), поэтому не смог лично прибыть на награждение и отдал премию в распоряжение ПЕН-клуба. 31 января 1933 г., меньше чем через два месяца после этого знаменательного события, Голсуорси умер в зените славы, которая, тем не менее, после его кончины подверглась критическим нападкам нового поколения писателей и читателей. Но даже споры о литературной манере и провозглашаемых им моральных ценностях не могут лишить Джона Голсуорси статуса крупнейшего прозаика викторианской эпохи.

Красота или собственность? Блеск и нищета викторианской эпохи в романах Джона Голсуорси

Викторианская эпоха (1831−1901) в Англии — предмет нескончаемых споров ученых, историков и писателей. Именно в эту эпоху сделано много фундаментальных научных открытий, написано немало произведений литературы и искусства, которые и сегодня волнуют человечество, сделан ряд географических открытий.

В сети Интернет появляются интересные сведения, касающиеся той поры. Некоторые эксперты уверяют, что коэффициент интеллекта в викторианскую эпоху был выше, чем у сегодняшнего представителя западной цивилизации, и с окончанием той поры постоянно падает. Многие англичане с ностальгией вспоминали времена королевы Виктории, когда происходила промышленная революция и Англия, по сути, являлась мастерской мира. Сюда следует прибавить непрекращающуюся колониальную экспансию, которая привела к образованию Британской империи. Однако у всякой эпохи были и свои «теневые стороны». Их и изображает на страницах своих романов Джон Голсуорси (1867−1933), особенно в этом ряду выделяется гениальное произведение мастера «Сага о Форсайтах». В этом ключе показательна собственная история писателя.
Джон Голсуорси сошел с предначертанного ему отцом пути, отказавшись от респектабельной карьеры адвоката и избрав предосудительную в глазах родителей профессию писателя. Столь же предосудительной, на взгляд семьи, была его любовь к Аде Голсуорси, жене его двоюродного брата. Интересный момент состоит в том, что Джону приходилось скрывать свои отношения с Адой от отца вплоть до его смерти, а затем еще пройти через бракоразводный процесс и выждать положенный законом шестимесячный срок. В общей сложности через десять лет он смог жениться на Аде, которая стала его другом и помощником на протяжении всей их совместной жизни. Голсуорси говорил о том, что именно Ада вскоре после их знакомства побудила его начать писать. Основная мысль, развиваемая в романах Голсуорси — собственническая философия, она противоречит всему истинно человеческому. В предисловии к трилогии «Сага о Форсайтах», первым романом которой стал «Собственник», Голсуорси писал, что образ Ирэн (жена дельца из Сити Сомса Форсайта) — «воплощение волнующей Красоты, врывающейся в мир собственников», и что главная тема романа — «набеги Красоты и посягательства Свободы на мир собственников». Красоту и Свободу символизируют в романе образы Ирэн и Босини. Автор связывает эти образы с искусством, которое с его великой моральной силой призвано изменить мир собственничества и внести в него чувство гармонии. Эту мысль, характерную для творчества Голсуорси, он развивает и в своих статьях. Противоположный собственникам образ Ирэн, исполненный обаяния Красоты, подчеркивает уродство обесчеловечивающего Форсайтов культа денег, сухой утилитаризм духовно убогих людей.

В романе-трилогии «В петле» действие происходит в 1899—1901 годах. Здесь по-прежнему царит собственнический комплекс Форсайтов во всех его проявлениях; глагол «иметь» применяется ко всему, что они считают своим, от колоний до жен. Эта философия получает свое развитие в нескольких фразах Сомса. Он мысленно сближает поведение Ирэн, которая, уйдя из его дома двенадцать лет назад, отказывается вернуться к нему, и позицию буров, отказавшихся признать суверенитет Англии. «Буры отказываются признать суверенитет, — читает он заголовок газеты. — Суверенитет! Вот как она… Всегда отказывалась. Суверенитет! А я все же обладаю им по праву». Хотя Сомс здесь по-прежнему предстает как истый собственник, но автор подчеркивает весь трагизм переживаний Сомса, тщетно пытавшегося вернуть Ирэн. Осознание автором рубежа, переломного момента в истории Англии, предчувствие социальных бурь особенно чувствуется в сцене похорон королевы Виктории. В этой сцене проявляется двойственное отношение автора к тому, что он изображает. С одной стороны, он критикует «золотой век Форсайтов», эпоху, сделавшую своим богом Мамону и так канонизировавшую фарисейство. С другой стороны, в размышлениях Сомса о том, что век уходит, что «со всем этим тред-юнионизмом и с этими лейбористами в парламенте… никогда уже не будет так спокойно, как при доброй старой Викки!..» В романе «Сдается внаем» предстает уже Англия, потрясенная войной, забастовками, экономическим кризисом и началом распада колониальной системы. В заключение хотелось бы подчеркнуть глубокую любовь Голсуорси к творчеству писателей русской литературы — Тургенева и Толстого. Писатель стремился высоко держать знамя реализма, и для него русская литература служила опорой. Особенно всегда поражала писателя глубина проникновения Толстого во внутренний мир человека. Обязательно прочтите трилогию «Сага о Форсайтах» — не пожалеете!

© 2024 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.