Джон Голсуорси появился на свет 14 августа 1867 г. в городе Кум (графство Суррей). Ему довелось родиться в очень богатой семье; отец был юристом, директором Лондонской компании, и не жалел денег на образование сына. Сначала местом учебы Джона была привилегированная школа Харроу, позднее - Оксфордский университет, где он изучал морское право.
Прекрасное образование сулило не менее замечательные перспективы, однако Голсуорси, став адвокатом в 1890 г., так и не начал заниматься юриспруденцией на практике, а отправился за границу, в кругосветное путешествие. Ему вменялось в обязанности присматривать за связанным с морскими перевозками бизнесом семьи, однако не только и не столько это волновало молодого человека. Он стал излагать впечатления о своих путешествиях на бумаге. Джозеф Конрад, с которым Голсуорси познакомился в одном из путешествий (тот был первый помощником капитана) и в лице которого обрел близкого друга, в немалой степени посодействовал тому, чтобы его творчество было выставлено на обозрение публики. Вдохновляла его на это и Ада Пирсон - супруга его кузена; с ней Голсуорси связывал многолетний тайный роман.
В возрасте 28 лет Джон Голсуорси решил для себя, что станет писателем. В 1897 г. выходит его первая книга, подписанная псевдонимом Джон Синджон и представлявшая собой сборник небольших рассказов «От четырех ветров». Этим же псевдонимом начинающий литератор пользовался и для публикации еще нескольких работ. Уже через год он издал первый роман «Джослин», в 1900 г. - роман «Вилла Рубейн». В 1901 вышел еще один сборник рассказов, в котором фигурировала семья Форсайтов - это было начало реализации замысла, на который ушло больше трех десятков лет. В 1904 г. выходит книга «Остров фарисеев», примечательная тем, что Голсуорси впервые опубликовал труд под настоящим именем.
В том же 1904 г. умер отец Голсуорси, и его сын обрел больше материальной и моральной свободы. К нему переехала и через год вышла за него замуж возлюбленная - позади были почти 10 лет бурного осуждения окружающими их отношений. Перелом в биографии стал мощным творческим стимулом для написания романа «Собственник» (1906). После него о Голсуорси заговорили как о большом писателе, кроме того, это произведение стало первым томом будущей трилогии знаменитой «Саги о Форсайтах».
Вышедшая в 1906 г. дебютная пьеса «Серебряная коробка» принесла успех Голсуорси как драматургу. Именно драматическому жанру он стал отдавать предпочтение в этот период, создавая одно за другим остросоциальные произведения, которые ставились не только в Англии, но и других странах. В 1922 г. был опубликован однотомник «Саги о Форсайтах», которая имела просто оглушительный успех и принесла их автору статус ключевой фигуры англо-американской литературы. Джон Голсуорси занимался не только литературной, но и общественной деятельностью. Так, он боролся за то, чтобы были изменены законы о женском избирательном праве, цензуре, разводе и др., ратовал за проведение социальных реформ, чуть ли не половину доходов тратил на благотворительность. В 1921 г. у него появилось собственное детище – ПЕН-клуб, международная писательская организация, которую он в качестве отца-основателя поддерживал до конца жизни. Голсуорси сам себе выдвинул строгое требование писать ежедневно, поэтому его литературное наследие весьма обширно: только романов в нем 20. Самой значительной его «представительницей» стала вышеупомянутая «Сага о Форсайтах» (1901-1933) принесшая автору мировую славу и представляющая собой масштабное эпическое полотно о жизни верхушки среднего класса на примере трех поколений одного семейства.
Семь английских, американских и шотландских университетов присвоили Голсуорси почетную степень; в 1929 г. ему вручили национальный орден «За заслуги», а апогеем признания его как выдающегося писателя, его «высокого искусства повествования» стало присуждение в 1932 г. звания лауреата Нобелевской премии в области литературы. Сам Голсуорси в это время страдал от смертельного недуга (опухоли мозга), поэтому не смог лично прибыть на награждение и отдал премию в распоряжение ПЕН-клуба. 31 января 1933 г., меньше чем через два месяца после этого знаменательного события, Голсуорси умер в зените славы, которая, тем не менее, после его кончины подверглась критическим нападкам нового поколения писателей и читателей. Но даже споры о литературной манере и провозглашаемых им моральных ценностях не могут лишить Джона Голсуорси статуса крупнейшего прозаика викторианской эпохи.
Красота или собственность? Блеск и нищета викторианской эпохи в романах Джона Голсуорси
Викторианская эпоха (1831−1901) в Англии — предмет нескончаемых споров ученых, историков и писателей. Именно в эту эпоху сделано много фундаментальных научных открытий, написано немало произведений литературы и искусства, которые и сегодня волнуют человечество, сделан ряд географических открытий.
В сети Интернет появляются интересные сведения, касающиеся той поры. Некоторые эксперты уверяют, что коэффициент интеллекта в викторианскую эпоху был выше, чем у сегодняшнего представителя западной цивилизации, и с окончанием той поры постоянно падает. Многие англичане с ностальгией вспоминали времена королевы Виктории, когда происходила промышленная революция и Англия, по сути, являлась мастерской мира. Сюда следует прибавить непрекращающуюся колониальную экспансию, которая привела к образованию Британской империи. Однако у всякой эпохи были и свои «теневые стороны». Их и изображает на страницах своих романов Джон Голсуорси (1867−1933), особенно в этом ряду выделяется гениальное произведение мастера «Сага о Форсайтах». В этом ключе показательна собственная история писателя.
Джон Голсуорси сошел с предначертанного ему отцом пути, отказавшись от респектабельной карьеры адвоката и избрав предосудительную в глазах родителей профессию писателя. Столь же предосудительной, на взгляд семьи, была его любовь к Аде Голсуорси, жене его двоюродного брата. Интересный момент состоит в том, что Джону приходилось скрывать свои отношения с Адой от отца вплоть до его смерти, а затем еще пройти через бракоразводный процесс и выждать положенный законом шестимесячный срок. В общей сложности через десять лет он смог жениться на Аде, которая стала его другом и помощником на протяжении всей их совместной жизни. Голсуорси говорил о том, что именно Ада вскоре после их знакомства побудила его начать писать. Основная мысль, развиваемая в романах Голсуорси — собственническая философия, она противоречит всему истинно человеческому. В предисловии к трилогии «Сага о Форсайтах», первым романом которой стал «Собственник», Голсуорси писал, что образ Ирэн (жена дельца из Сити Сомса Форсайта) — «воплощение волнующей Красоты, врывающейся в мир собственников», и что главная тема романа — «набеги Красоты и посягательства Свободы на мир собственников». Красоту и Свободу символизируют в романе образы Ирэн и Босини. Автор связывает эти образы с искусством, которое с его великой моральной силой призвано изменить мир собственничества и внести в него чувство гармонии. Эту мысль, характерную для творчества Голсуорси, он развивает и в своих статьях. Противоположный собственникам образ Ирэн, исполненный обаяния Красоты, подчеркивает уродство обесчеловечивающего Форсайтов культа денег, сухой утилитаризм духовно убогих людей.
В романе-трилогии «В петле» действие происходит в 1899—1901 годах. Здесь по-прежнему царит собственнический комплекс Форсайтов во всех его проявлениях; глагол «иметь» применяется ко всему, что они считают своим, от колоний до жен. Эта философия получает свое развитие в нескольких фразах Сомса. Он мысленно сближает поведение Ирэн, которая, уйдя из его дома двенадцать лет назад, отказывается вернуться к нему, и позицию буров, отказавшихся признать суверенитет Англии. «Буры отказываются признать суверенитет, — читает он заголовок газеты. — Суверенитет! Вот как она… Всегда отказывалась. Суверенитет! А я все же обладаю им по праву». Хотя Сомс здесь по-прежнему предстает как истый собственник, но автор подчеркивает весь трагизм переживаний Сомса, тщетно пытавшегося вернуть Ирэн. Осознание автором рубежа, переломного момента в истории Англии, предчувствие социальных бурь особенно чувствуется в сцене похорон королевы Виктории. В этой сцене проявляется двойственное отношение автора к тому, что он изображает. С одной стороны, он критикует «золотой век Форсайтов», эпоху, сделавшую своим богом Мамону и так канонизировавшую фарисейство. С другой стороны, в размышлениях Сомса о том, что век уходит, что «со всем этим тред-юнионизмом и с этими лейбористами в парламенте… никогда уже не будет так спокойно, как при доброй старой Викки!..» В романе «Сдается внаем» предстает уже Англия, потрясенная войной, забастовками, экономическим кризисом и началом распада колониальной системы. В заключение хотелось бы подчеркнуть глубокую любовь Голсуорси к творчеству писателей русской литературы — Тургенева и Толстого. Писатель стремился высоко держать знамя реализма, и для него русская литература служила опорой. Особенно всегда поражала писателя глубина проникновения Толстого во внутренний мир человека. Обязательно прочтите трилогию «Сага о Форсайтах» — не пожалеете!