Год культурного наследия народов России - это хороший повод для проведения в библиотеках мероприятий, направленных на развитие и популяризации русского народного творчества. Представляем вашему вниманию исторический экскурс "Хоровод _ как символ русской культуры".
Кто и когда первым на Руси завел хоровод — за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века.
Из льна на Руси ткали холсты, рогожи, скатерти, полотенца, шили одежду и многое другое и учили этим навыкам своих детей. Учили с помощью игр. Так произошла игра-хоровод «Лён». В тексте хороводной песни отражены все этапы производства льна, от посева до получения пряжи! «Уж я сеяла, сеяла ленок... Я полола, полола ленок... Уж я дергала, дергала, лен... Уж я стлала, стлала ленок... Я мочила, мочила ленок... Я сушила, сушила ленок... Уж я мяла, я мяла ленок... Я трепала, трепала ленок... Я чесала, чесала ленок... Уж я пряла, я пряла ленок...» При этом девушки водят хоровод и изображают движения, характерные для упоминаемой в песне работы. Хоровод «А мы просо сеяли» также уходит своими корнями в глубь веков, возможно, он даже старше «Лёна». Просо получило распространение у славян гораздо раньше ржи и у многих восточных славян оно долгое время оставалось основным зерновым злаком. Вероятно, просо получило распространение с оседлостью славян, которое относится к VI веку. Конечно, нельзя утверждать, что хороводная песня возникла в те же времена, но упоминание его в песне, говорит о важности этого злака в жизни народов, создавших «А мы просо сеяли». Не случайно и то, что изначально обрядовый хоровод проводился в Духов день — праздник, посвященный уважительному отношению к земле-кормилице. Хоровод «А мы просо сеяли» имитирует многие стороны свадебного обряда славян. Юноши и девушки, разделившись на две группы, встают против друг друга — в этом смысл перехода девушки-невесты из одного состояния в другое, как проход через символические ворота: «Открывайте ворота, принимайте девицу!» При этом наши предки придавали значение каждой детали. К примеру, принципиальное значение придавалось направлению «сеяния проса» - по или против солнца. Ряд против солнца составляли всегда девушки-невесты и в этом заключался глубокий смысл. Такие девушки считались «чуждыми», «чужими», ведь одиночество считалось отклонением от общепринятых норм и традиций, угрозой благополучию рода и только выйдя замуж они становились «чистыми», «своими». «Чужесть» девушек подчеркивается словами песни: «Она у нас вшивая, вшивая, Она у нас дурочка, дурочка». Последовательно девушка проходит все испытания, весь обряд очищения, включающий в себя и противостояние попытке порчи «конями» посеянного проса, где образ коней символизирует преждевременную внебрачную связь; и расплетение и расчесывание волос, ведь распускание волос предшествовало свадьбе; и поучение невесты плеткой, что символизировало пеется тенденция к возрождению народных традиций и в обычной жизни.
А также карагод, танок, круг, улица. Множество названий любимого народом танца. По Далю — собрания сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина, самая заводная в округе. Балетмейстер и хоровик по призванию — песни заводила и придумывала новые танцевальные картины. Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света — один из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст — с 12 лет, а где-то и позже. Главное — количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто. Хоровод с юга на север Весенние хороводные «люлеишные» песни Песенно-хореографическая традиция Верховажского района Хороводная традиция деревни Лутны За руку, за мизинец или платок, пояс, венок. Связующее звено в хороводе может быть разным. А традиции в каждом крае — свои. На Севере в чести сдержанность. Плывут по кругу девушки чинно и спокойно. И песни заводят все больше протяжные и напевные. К примеру, в Коми на Красную горку использовалось семнадцать фольклорных песенных сюжетов, сложившихся за столетия. Каждая из фигур должна исполняться под определенную песню и в своем ритме: от неспешного поначалу до стремительного. Действо наполнено образами: мужчины и женщины разделяются сторона на сторону, девушки роняют платки, которые поднимают парни. Хороводная игра — символ сватовства. В центральных губерниях народ был побойчее. Хороводы заводили весело и беззаботно, с притопами, да прихлопами, с задорными песнями. Чем южнее, тем горячее. И на гуляньях, и в хороводе, который вот-вот грозил обернуться плясовой. Теплыми вечерами и на улицах многолюднее, и в хоровод участников больше собиралось. Хоровод круглый год.
Танцы — занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки — и по поводу. Весной заводили игру «Ручеек» — символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов — вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки — символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.