Что произошло 17 июля, о самых интересных и необычных событиях, явлениях, людях.
В 1916 году русские летчики одержали победу в воздушном бою в ходе Первой мировой войны. Это событие положило начало развитию российской морской авиации. Сегодня свой праздник отмечают все те, кто связан с авиацией ВМФ России.
17 июля в нашей стране отмечается День этнографа. Праздник приурочили ко дню рождения известного путешественника, антрополога, биолога и этнографа Николая Миклухо-Маклая. Он внес огромный вклад в изучение коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая.
«Этот день в истории». Что произошло 17 июля, праздники, факты, люди
Ежедневные выпуски программы «Этот день в истории» рассказывают о самых интересных и необычных событиях, явлениях, людях.
Федеральное агентство новостей No.1
17 июля 1918 года - день расстрела царской семьи.
Литературные пристрастия членов царской семьи: Кто был кумиром цесаревича, что читали по вечерам, и какая книга оказалась последней
«Читал после чая», «Читал весь вечер», «Читал Аликс вслух», «Читал много», «Успел почитать для себя» - такие записи в личном дневнике Николай II делал ежедневно. Чтение было неотъемлемой и очень важной частью жизни царской семьи. Круг их интересов охватывал как серьезную историческую литературу, так и развлекательные романы.
Личная библиотека Николая II насчитывала более 15 тысяч томов. Она постоянно пополнялась. Для этого Василий Васильевич Щеглов - Заведующий Собственною Его Императорского Величества библиотекою ежемесячно подбирал для императора пару десятков наиболее важных книжных новинок месяца. Отношение к этим книгам было очень серьезным (Из воспоминаний А.А.Мосолова):
«В Царском Селе книги эти были разложены в комнате, близ покоев Императрицы. Меня как-то заинтересовал стол, где лежали выбранные Николаем книги для чтения, однако камердинер меня к ним не допустил.
- Его Величество складывает их в известном порядке и не любит, ежели не находит их точно в том виде, как он их сам разложил. И детей приказано не допускать в эту комнату без императрицы или кого-нибудь из фрейлин.
Среди этих книг Государь избирал себе ту, которую читал супруге, обыкновенно историческое сочинение или русский бытовой роман.
Однажды царь сознался мне:
- прямо боишься в Царском Селе войти в комнату, где эти книги разложены. Не знаешь какую выбрать, чтобы взять с собой в кабинет. Смотришь и час времени потерян. Только в Ливадии успеваю почитать, но и то половину взятых с собой книг.»
Воспитание детей царской семьи включало в обязательном порядке знакомство с классическими трудами знаменитых историков. Александра Федоровна еще в юности изучила "Историю Гогенштауфенов" Раумера в девяти томах, "Реформацию литературы" Гизо, "Жизнь Кромвеля". Император также предпочитал читать исторические сочинения. Это уважение к истории они смогли передать и свои детям. Великая княжна Ольга больше всего любила книги о временах правления Екатерины II, кумиром цесаревича Алексея был Петр I.
Однако кроме «пищи для ума» литература была для всех членов царской семьи еще и отдушиной, возможностью провести время в семейном кругу. Тихие совместные вечера они предпочитали шумным приемам. В такое время, собравшись в личных покоях Александры Федоровны, все занимались своими делами - шитьем, рукоделием, читали вслух.
Фрейлина и подруга императрицы Анна Вырубова писала в своих мемуарах: «Иногда во время таких вечерних чтений появлялся Государь, но тогда книгу для чтения выбирал он. Государь любил художественную литературу; любимым его писателем был Гоголь. Иногда Государь читал нам вслух. Это всегда было интересно, читал он превосходно».
Для семейных вечеров император часто выбирал произведения русских авторов - Толстого, Тургенева, Лескова, Чехова или более легкую литературу - романы, беллетристику. Императрица в своих дневниках упоминает чтение «Собаки Баскервилей» и «Дракулы», произведений Метерлинка, Дюма, Альфонса Доде. Кстати, Николай II читал на многих языках: по-русски, по-английски, по-французски, по-датски и по-немецки.
Великая княжна Татьяна писала З.С. Толстой: "Мы теперь кончаем VI том книги Le comte de Monte-Cristo, Alexandre Dumas. Вы знаете это? Страшно интересно. А раньше читали про разных сыщиков; тоже интересно".
Царская семья не изменяла своим привычкам и в самые тяжелые дни. К этому времени относится очень много упоминаний о духовной литературе. Среди последних записей в дневнике Александры Федоровны есть такая: «3/16 июля, вторник (…) Все ушли. Татьяна осталась со мной и читала Святого Пророка Амоса и Пророка Авдия.»