27 июля исполняется 146 лет со дня рождения организатора отечественной кинопромышленности, режиссера, продюсера, сценариста Александра Алексеевича Ханжонкова.
Александр Ханжонков — тот человек, который первым вывел российский кинематограф из балаганного аттракциона в сферу настоящего художественного искусства. Именно Ханжонков открыл первый в России электрокинотеатр, который стал одним из первых в мире. Здесь показывали полнометражные кинокартины, рисовали мультфильмы, а также применяли новаторские техники монтажа. Его имя сегодня занесено во многие европейские энциклопедии. Благодаря огромному трудолюбию данного человека и его таланту кинематограф дореволюционной России смог подняться на новый (мировой) уровень.
Отцом Александра Ханжонкова был сотник из числа дворян Войска Донского. В 1896 году Александр Ханжонков успешно окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище, после чего в чине подхорунжего был принят в привилегированный Донской 1-й казачий полк, который был расквартирован в Москве. Будущий кинопромышленник оставался на военной службе до 1905 года, когда в чине подъесаула он увольняется из действующей армии в запас по состоянию здоровья. Во время Русско-японской войны он заболел хроническим полиартритом. После увольнения из армии Александр Ханжонков получил причитающуюся в такой ситуации единоразовую выплату в размере 5 000 рублей, на тот момент это был очень серьезный капитал.
В том же 1905 году 27-летний отставной офицер забрел в кинотеатр «Биограф», даже не думая о том, что идет навстречу своей судьбе. Вид мчащегося с экрана прямо на зрителей поезда, а также комедия «Точильщик», в которой суровый вид кухарки, решившей наточить нож, так напугал точильщика, что он решил спасаться из ее дома бегством, изменили жизнь Ханжонкова. Когда 30-минутный сеанс подошел к своему концу, карьера нового кинопромышленника Александра Ханжонкова только стартовала, он просто заболел любовью к кинематографу.
Все свои деньги он решил вложить в киноиндустрию. Путь его был нелегок: его обманул партнер, крупные фирмы не сотрудничали с ним, первая прибыль была равна 10 %, но все это не заставило его свернуть с выбранного им пути.
Со временем он решился на открытие собственного кинопавильона, который был в итоге построен летом 1909 года. Однако кинопроизводитель решил пойти и дальше, арендовав участок земли в Сокольниках, в котором в итоге были сняты известные на тот момент времени ленты «Ермак — покоритель Сибири», «Русалка», «Боярин Орша» и другие. В 1910 году кинолаборатория Ханжонкова в итоге переехала на участок в Крылатском, на которой были сняты киноработы по русской литературной классике: «Идиот», «Пиковая дама». Со временем по числу выпущенных кинолент киностудия Александра Ханжонкова смогла догнать лидера рынка — французскую фирму «Братья Пате».
При этом Александр Ханжонков сотрудничал с лучшими режиссерами своих лет, среди которых были В. Гончаров, А. Уральский, А. Громов, Е. Бауэ, П. Чардынин, В. Северин. Именно в его компании впервые в нашей стране начали снимать мультипликационные ленты, этим занялся художник-фотограф В. Старевич. Его уникальные работы, к которым можно отнести «Прекрасную Люканиду», «Веселые сцены из жизни животных», «Рождество обитателей леса» завоевали популярность у зрителей тех лет.
В 1926 году прикованный к инвалидному креслу дореволюционный кинодеятель был арестован по сфабрикованному делу о казнокрадстве — надобность в специалистах тогда уже отпала. Ханжонкова показательно приговорили к 6 месяцам тюрьмы, а затем столь же показательно амнистировали прямо в зале суда, но при этом лишили его всех гражданских прав.
Александр Ханжонков ушел из жизни 26 сентября 1945 года, он скончался в Ялте. Умер в нищете и почти полном забвении.
Библиограф: Процай Светлана.