4 декабря 195 лет со дня рождения Алексея Николаевича Плещеева, русского писателя, поэта, переводчика (1825–1893)
Алексей Николаевич Плещеев – русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик – родился в Костроме 22 ноября (4 декабря) 1825 года в Костроме в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых (в числе предков поэта был святой Алексий Московский).
Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов, среди которых известный в конце XVIII века писатель С. И. Плещеев. Отец поэта Николай Сергеевич служил при олонецком, вологодском и архангельском губернаторах. Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 отец служил губернским лесничим. После смерти Николая Сергеевича Плещеева в 1832 воспитанием сына занималась мать Елена Александровна (урождённая Горскина). До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками; затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и переехал в Петербург. Здесь будущему поэту пришлось столкнуться с «отупляющей и развращающей» атмосферой «николаевской военщины», которая навсегда поселила в его душе «самую искреннюю антипатию».
Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 покинул школу гвардейских прапорщиков (формально — уволившись «по болезни») и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева: ректор университета П. А. Плетнёв, А. А. Краевский, Майковы, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, М. Е. Салтыков-Щедрин.
Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах (сложившиеся, в основном, на званых вечерах в доме А. Краевского). Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил Плетнёву, ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник».
В 1845 А. Н. Плещеев, увлекшись социалистическими идеями, познакомился через братьев Бекетовых с участниками кружка М. В. Буташевича-Петрашевского.
В начале 1846 Плещеев стал посещать литературно-философский кружок братьев Бекетовых (Алексея, Андрея и Николая), в который входили поэт А. Н. Майков, критик В. Н. Майков, врач С. Д. Яновский, Д. В. Григорович и др. В кружке братьев Бекетовых Плещеев познакомился с Ф. М. Достоевским, с которым его связала многолетняя дружба. Плещеев, которому Достоевский посвятил свою повесть «Белые ночи», стал прототипом Мечтателя в этом произведении.
Летом 1845 Плещеев оставил университет из-за стеснённого материального положения и неудовлетворённости самим процессом образования. Покинув университет, он посвятил себя исключительно литературной деятельности. Однако надежд завершить образование не оставил, собираясь подготовить весь университетский курс и сдать его экстерном. При этом он не прерывал контактов с участниками кружка — петрашевцы нередко встречались у него дома.В 1846 был издан первый сборник стихов поэта, куда вошли ставшие популярными стихотворения «На зов друзей» (1845), «Вперёд! без страха и сомненья…» (прозванное «русской Марсельезой») и «По чувствам братья мы с тобой» (оба стихотворения стали гимнами революционной молодежи).
Стихотворения и рассказы А. Плещеева, который в эти годы был заряжен верой в грядущее царство «гуманического космополитизма» (по выражению Майкова), печатались в «Отечественных записках» (1847-1849).
Поэзия Плещеева оказалась фактически первой литературной реакцией в России на события во Франции. Во многом именно поэтому его творчество так ценили петрашевцы, ставившие своей непосредственной целью перенос революционных идей на отечественную почву.
Во второй половине 1840-х Плещеев начал публиковаться и как прозаик. Его рассказы «Енотовая шуба. Рассказ не без морали» (1847), «Папироска. Истинное происшествие» (1848), «Протекция. История бывалая» (1848) были замечены критикой, которая обнаружила в них влияние Н. В. Гоголя и отнесла к «натуральной школе». В эти же годы поэт написал повести «Шалость» (1848) и «Дружеские советы» (1849), в которой получили развитие некоторые мотивы посвящённой Плещееву повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского.
В 1849, находясь в Москве, Плещеев послал Ф. М. Достоевскому копию запрещённого «Письма Белинского Гоголю». Полиция перехватила послание. 8 апреля по доносу провокатора П. Д. Антонелли поэт был арестован в Москве, под стражей переправлен в Петербург и провёл восемь месяцев в Петропавловской крепости.
6 января 1850 Плещеев прибыл в Уральск и был зачислен рядовым солдатом в 1-й Оренбургский линейный батальон. 25 марта 1852 его перевели в Оренбург в 3-й линейный батальон. Поэт прожил в крае восемь лет, семь из которых он оставался на военной службе.
Положение изменилось к лучшему после того, как поэту стал оказывать покровительство генерал-губернатор граф В. А. Перовский, давний знакомый матери. Плещеев получил доступ к книгам, сдружился с семьёй увлекавшегося искусством и литературой подполковника (позже — генерала) В. Д. Дандевиля, посвятив ему несколько стихотворений тех лет, с польскими ссыльными, с отбывавшим в этих же краях ссылку Тарасом Шевченко, с одним из создателей литературной маски Козьмы Пруткова А. М. Жемчужниковым и поэтом-революционером М. Л. Михайловым.
В 1857 Плещеев женился на дочери смотрителя Илецкого соляного прииска Е. А. Рудневой и в мае 1858 с супругой отправился в Петербург, получив четырёхмесячный отпуск «в обе столицы» и возвращение прав потомственного дворянства.
Уже в годы ссылки А. Плещеев возобновил литературную деятельность, хоть и писать вынужден был урывками. Стихотворения Плещеева начали печататься в 1856 в «Русском вестнике» под характерным заглавием: «Старые песни на новый лад».
В 1857 в «Русском вестнике» были опубликованы ещё несколько его стихотворений. Для исследователей творчества поэта осталось неясным, какие из них были действительного новыми, а какие относились к годам ссылки.
В 1858, после почти десятилетнего перерыва, вышел второй сборник стихотворений Плещеева. Стихотворений, датированных 1849-1851 годами, не сохранилось вообще, и сам Плещеев в 1853 признавался, что давно «отвык писать».
В августе 1859, после короткого возвращения в Оренбург, А. Н. Плещеев поселился в Москве (под «строжайшим надзором») и полностью посвятил себя литературе, став активным сотрудником журнала «Современник». В числе изданий, где поэт печатал стихотворения, были также «Русское слово» (1859-1864), «Время» (1861-1862), газеты «Век» (1861), «День» (1861-1862) и «Московский вестник» (редакторскую должность в котором он занимал в 1859-1860), петербургские издания («Светоч», «Искра», «Время», «Русское слово»).
19 декабря 1859 года Общество любителей российской словесности избрало А. Плещеева в действительные члены.
В конце 1850-х А. Плещеев обратился к прозе, сначала — к жанру рассказа, затем опубликовал несколько повестей, в частности, «Наследство» и «Отец и дочь» (обе — 1857), отчасти автобиографические «Буднев» (1858), «Пашинцев» и «Две карьеры» (обе — 1859). Основной мишенью сатиры Плещеева-прозаика были псевдолиберальное обличительство и романтическое эпигонство, а также принципы «чистого искусства» в литературе (рассказ «Литературный вечер»).
В ноябре 1859 Плещеев стал пайщиком газеты «Московский вестник», в которой дали согласие участвовать И. С. Тургенев, А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-ЩедринИ. И. Лажечников, Л. Н. Толстой и Н. Г. Чернышевский. Плещеев энергично приглашал к участию Некрасова и Добролюбова и вёл борьбу за смещение политической ориентации газеты резко влево.
Публикация в «Московском вестнике» переведённого Плещеевым «Сна» Т. Г. Шевченко (опубликованного под заголовком «Жница»), а также автобиографии поэта была многими (в частности, Чернышевским и Добролюбовым) расценена как смелый политический акт. «Московский вестник» под руководством Плещеева стал политической газетой, поддерживавшей позиции «Современника». В свою очередь и «Современник» в «Заметках нового поэта»
Сотрудничество с «Современником» продолжалось до самого его закрытия в 1866.
В Москве в доме Плещеева на литературных и музыкальных вечерах бывали Некрасов, Тургенев, Толстой, А. Ф. Писемский, А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, актёры Малого театра. Плещеев был участником и избирался старейшиной «Артистического кружка».
В 1861 Плещеев решил создать новый журнал под названием «Иностранное обозрение» и предложил участвовать в нём М. Л. Михайлову. Год спустя с Салтыковым, А. М. Унковским, А. Ф. Головачёвым, А. И. Европеусом и Б. И. Утиным он разработал проект журнала «Русская правда», но в мае 1862 получил отказ в открытии журнала. Тогда же у Плещеева возник неосуществлённый план покупки уже выходящей газеты «Век».
Стихотворное творчество Плещеева начала 1860-х было отмечено преобладанием общественно-политических, гражданских тем и мотивов. Поэт старался обращаться к широкой демократически настроенной аудитории; в его поэтических произведениях появились агитационные нотки.
В 1860 вышли два тома «Повестей и рассказов» Плещеева, а в 1861 и 1863 годах — ещё два сборника стихотворений. Исследователи отмечали, что как поэт Плещеев примкнул к некрасовской школе.
В 1864 А. Плещеев вынужден был поступить на службу, и получил место ревизора контрольной палаты московского почтамта. В 1870-х революционные настроения в творчестве Плещеева приобрели характер реминисценций. Характерным в этом смысле считается одно из самых значительных в его творчестве стихотворение «Я тихо шёл по улице безлюдной…» (1877), посвящённое памяти В. Г. Белинского. Словно бы подводило черту под длительным периодом разочарований и крушения надежд стихотворение «Без надежд и ожиданий…» (1881), явившееся прямым откликом на положение дел в стране.
В 1868 Н. А. Некрасов, став во главе журнала «Отечественные записки», пригласил Плещеева переехать в Петербург и занять пост секретаря редакции. Здесь поэт сразу же оказался в дружеской обстановке, среди единомышленников. После смерти Некрасова Плещеев взял на себя руководство стихотворным отделом и проработал в журнале вплоть до 1884.
С переездом в столицу творческая деятельность Плещеева возобновилась и не прекращалась почти до самой его смерти. В 1870-1880-е поэт занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и некоторых славянских языков. Как отмечали исследователи, именно здесь в наибольшей степени проявилось его поэтическое мастерство.
В 1887 вышло в свет полное собрание стихотворений Плещеева. Второе издание (1894), с некоторыми дополнениями было издано уже после смерти Плещеева его сыном. В последующие годы были изданы также «Повести и рассказы».
Плещеев активно интересовался театральной жизнью, был близко знаком с А. Н. Островским. В разное время он занимал должности старшины Артистического кружка и председателя Общества сценических деятелей, активно участвовал в деятельности Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, нередко сам выступал с чтениями.
Плещеев написал 13 оригинальных пьес. В основном это были небольшие по объёму и «занимательные» по сюжету лирико-сатирические комедии из провинциально-помещичьей жизни. Театральные постановки по его драматургическим произведениям — «Услуга» и «Нет худа без добра» (обе 1860), «Счастливая чета», «Командирша» (обе 1862), «Что часто бывает» и «Братья» (обе 1864), и др.) — шли в ведущих театрах страны. В эти же годы он переработал для русской сцены около тридцати комедий зарубежных драматургов.
Алексей Плещеев умер 26 сентября (8 октября) 1893 года в Париже.