Сегодня мы поближе познакомимся с творчеством известного советского, русского детского писателя Альберта Лиханова.
Иногда даже одна встреча с интересной книгой может дать ключ к пониманию чего-то очень важного. Таким ключевым моментом становится для читателя знакомство с творчеством Альберта Анатольевича Лиханова – известного писателя и публициста, общественного деятеля, президента Международной ассоциации Детских фондов, Председателя Российского Детского Фонда, 85-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году.
Все произведения Лиханова, которые пронизаны духом добра, справедливости, любви и сострадания – это настоящий гимн военному и послевоенному детству, гимн, непревзойденный по своей сердечности и значению.
Автору удалось создать в себе и передать читателю стремление к правде и добру, всепониманию и сочувствию, а людская несправедливость, печальные события и трагические судьбы, изображённые им в своих произведениях, возвышают, очищают и вселяют надежду.
Иногда прозу Лиханова характеризуют как жестокую, даже слишком, но, по мнению автора, таковой и является наша жизнь. Своими работами он стремится готовить молодых людей к столкновению с различными жизненными испытаниями и трудностями, которые могут выпасть на долю каждому, и достойно выйти из всех передряг. И всё же, несмотря на темы, его проза освещена изнутри тёплым светом понимания, сострадания и соучастия.
Писатель создал образ своего литературного героя: лихановского мальчика, в котором показал не только черты военного или послевоенного времени, в них, этих лихановских героях, живой и вечный русский детский характер. Таким он был и остаётся в литературе, а значит, и в жизни.
В произведениях Альберта Лиханова нет военных сцен, нет боёв и сражений, нет поражений и побед. Есть тыл. Тыл, увиденный глазами ребёнка.
Война – это не только военные приказы, бои и сражения, мужество и смерти, танки и самолёты…
Война – это ещё и госпитали, беженцы, голод, холод, слёзы и скитания.
Это детские души, которые, сжавшись, страдают за отцов, что сражаются на дальних фронтах. Это детские полуголодные глаза, которые рады каждому кусочку чёрного хлеба или тарелке каши-затирухи. Это детские судьбы, жестоко перечёркнутые по чьей-то злой воле. Это дети, в полной мере познавшие драматизм нужды и лишений наряду со взрослыми.
Лиханову всё это было знакомо. Тень войны легла на раннее детство маленького Алика, а четыре военных года стали его писательским основанием. Тому, что он пережил сам, посвящены многие повести и рассказы. Детский взгляд наиболее чистый и подлинный, и Лиханов пишет войну детскими глазами, стремясь при этом только к одному – точности и неподкупности детской памяти.
А детская память запечатлела многое.
Война, которая жестоко обрушилась на жизнь молодого поколения, заставила детей рано повзрослеть. В их сознание вошли слова: похоронка, эвакуация, раненые, госпиталь, тыл, карточки…
Маленький Алик знал голод военных лет, знал работу военного госпиталя, где работала медицинским лаборантом его мама Милица Алексеевна, с которой они ежедневно ждали от отца письма с фронта, знал нужды друзей, получивших похоронки на своих родных.
Военные холодные зимы, голодные годы, горе сирот, настоящая мальчишеская дружба, ожидание победы – всё это навсегда осталось в памяти взрослого человека и нашло отражение в его произведениях.
Жестокое было время. Но в одном из своих интервью писатель отметил: «Было замечательное детство. Но замечательное – не значит благостное. Тяготы, слёзы, потери отцов, голод… Никто о таких вещах не скажет хорошо, но все эти бедствия приучили к осознанию того, что есть совесть, есть стыд, есть чувство благодарности. Как забыть доброго человека, добрый поступок, как забыть учительницу? Жизнь воспитывала в нас, по-моему, особенные качества: надёжность, товарищество, чувство локтя. Когда у тебя есть кусочек хлеба, а рядом два твоих голодных товарища, то понятно – ты с ними поделишься».
Что такое голод в тылу – автор хорошо показал в повести «Последние холода». В родном Кирове была организована столовая дополнительного питания для дистрофиков – детей, страдающих малокровием. Ходил туда и маленький Алик. В школе детям выдавали талоны, но у входа всегда паслись местные ребята, у которых таких «пропусков» не было. Несмотря на бдительность гардеробщицы, они проникали в столовую и просили оставить им немного еды, а иногда её просто отнимали.
Эти голодные детские глаза и слова: «мальчик, оставь!..» врубились в память навечно.
Из того далёкого военного детства остались святые воспоминания о своей первой учительнице Апполинарии Николаевне Тепляшиной, которая в голодные годы на свои деньги покупала таблетки витамина «С» и раздавала ученикам в классе. А когда деньги заканчивались, она заваривала в ведре витаминный, жутко горький напиток из хвои. И дети его пили, понимая, что так надо.
***
В становлении Лиханова как писателя большую роль сыграла школа. Но ещё раньше настоящим другом и учителем стали книги, путь к которым ему открыла бабушка. Дед тогда работал на овчинно-шубном заводе, где шили полушубки для армии, мама сутками находилась в военном госпитале. Вечерами, убравшись по хозяйству, ложились спать, и в полной темноте – из экономии не зажигали керосиновую лампу – Мария Васильевна читала внуку стихи, которых знала очень много.
Позже Альберт Анатольевич скажет: «Да, именно бабушка указала мне путь к книгам. У неё была великолепная память, и мне казалось, что она может без конца рассказывать весёлые, красивые, захватывающие истории. И во время рассказов что-то во мне напрягалось, как струны у скрипки. Литература становилась и осталась моей обетованной землей…»
И первым человеком, который привёл маленького Альберта в библиотеку, была его бабушка. Не случайно повесть “Детская библиотека” – одно из самых тёплых, по-детски личных произведений, написанных от лица мальчика.
Но даже любящая бабушка не могла предположить, что душевная забота и доброе сердце помогут сохранить в её любознательном и внимательном внуке талант рассказчика.
В его произведениях читатель может увидеть историю трудолюбивой и дружной семьи, заботливых родителей, большой дом в вишнёвом саду, хороших друзей и добрые мальчишеские отношения. В воображении писателя навсегда сохранились образы и картины детства: школа, библиотека, книги, и… бабушкин буфет, пахнущий хлебом.
Сохранились и воспоминания, связанные с войной, с отцом-фронтовиком, с вечно занятой мамой, со сводками информбюро, с общим народным испытанием.
Тогда в ученические годы Лиханов проникся доверием к книге, и уже тогда шло становление его как писателя.
«Вот если бы в моём детстве не было библиотек, то не знаю, что бы со мной было, – вспоминал он потом не раз. – Я начитался в детстве так, что мне до сих пор хватает. Помню, в читальном зале городской библиотеки было две книжки "Трёх мушкетёров", одна "Десять лет спустя" и одна "Двадцать лет спустя". После уроков ребята из разных школ бежали наперегонки в библиотеку, чтобы захватить любимую книжку. И работницы читального зала говорили: «вот ты час читаешь, а потом отдаешь другому, а тот – третьему». Целая очередь была на чтение…»
С детства воспитанный на хорошей отечественной и зарубежной литературе Лиханов создал десятки светлых и умных книг, обращённых к детям и взрослым. Они рассказывают об основных жизненных ценностях, таких, как честь, долг, подвиг, человеческое достоинство и помогают читателям стать добрее и чище, внимательнее к людям, они закаляют душу и формируют характер читателя.
Автор показывает проблемы, которыми живут молодёжь и подростки в нашей стране, определяя главную тему своего творчества, как «историю трудного детства в России, начиная с 40-х годов до наших дней».
***
Незабываемая боль о прошлом, о той жестокой поре заставляла писателя не раз обращаться к военной теме. В своих рассказах и повестях он подчёркивает особую силу той победной войны, которая породила не только безотцовщину, которая не только списала в распыл многие неустоявшиеся детские судьбы, но и воспитала поколение подранков – рано опалённых, но честных, мужественных, стойких ребят, подлинных наследников своих собственных отцов.
Любимым героям Альберта Лиханова по десять-пятнадцать лет. Обыкновенные мальчишки, мечтатели и романтики они стремятся поскорее стать взрослыми, умеют постоять за себя, за друзей и любимых. И это привлекает к ним сердца читателей. В юности закономерно стремление к идеалу. Настоящим мужчиной вырастет лишь тот, кто и мальчишкой был мужественным, верным в дружбе и любви, сильным не только физически, но и нравственно, тот, кто был надёжной опорой в любом деле.
Маленькие герои книг писателя растут настоящими мужчинами: понимают всю тяжесть положения, в котором оказались они, их родные, вся страна, никогда не клянут войну за то, что она отняла у них отцов, за то, что пришлось пережить им самим. Они мужественно переносят все тяготы военного и послевоенного времени. Но даже в мыслях никогда не допускают того, что отец каждого мог бы получить бронь или отсидеться в тылу.
***
Роман для детей школьного возраста «Мой генерал», который рассказывает о трёх поколениях семьи Рыбаковых, о дружбе маленького Антошки со своим дедом-генералом, о святости семейных традиций, о добре и справедливости, об умении сопротивляться жизненным невзгодам и быть настоящим человеком, Альберт Лиханов посвятил всем солдатам и офицерам минувшей войны, которым обязаны своей жизнью их дети, внуки и правнуки.
Мальчишеская дружба, военные голодные годы, горе сирот-друзей и ожидание победы – всё это запомнилось с детства и надолго осталось в памяти взрослого человека, который повествует о пережитом в романах «Русские мальчики» и «Мужская школа».
Читатели знают, что Альберт Анатольевич Лиханов – талантливый писатель и журналист, живущий по девизом: «Ни одного дня без доброго дела!», хорошо понимает душу обездоленных детей, которые на себе ощущают горестность бытия, несут на себе непосильную ношу сиротства, беззащитности и «никомуненужности».
О том, что происходит с русскими мальчиками, когда послевоенное время сменилось эпохой крутых перемен рассказывают многие произведения писателя. Одна из работ – повесть «Никто».
Главный герой Николай Топорков – отсюда и название Ник-То – сирота, сданный матерью в дом ребёнка и оттуда переведённый в интернат. Абсолютно одинокий человек воспитанный и начинённый «рыночными отношениями», связался с бандитами, попав под влияние главаря Валентина. Несмотря на все сложности жизни у него сохранились и честь, и порядочность, и чувство собственного достоинства. Он жалеет слабых, дарит малышне конфеты, а когда случайно получает большие деньги, помогает своим интернатским друзьям.
Финал повести печален. Гибнет чистая и светлая душа.
***"Солнечное затмение" - пронзительная, горькая повесть о первой любви. Герои еще почти совсем дети, но много бед и боли они узнали за свою жизнь. А впереди — неизвестность. Есть ли у них будущее? Смогут ли они сохранить и сберечь то чувство, которое зарождается между ними?
«Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»
“Не родись красивой, а родись счастливой”… Это вот про нее, про Лену. Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица. А еще у Лены замечательные родители — красавица-мамуля и папа-геолог Петр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит. И очень много читает. Но у Лены нет ног. Вернее они есть, но их на самом деле нет — это просто две повисшие плети, бесполезные и никчемные. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же как она больных детей — инвалидов-колясочников. А ей так хочется дружить и со здоровыми ребятами! Вот наблюдает она из своего окошка за соседским пареньком Федором и так хочется ей вместе с ним забраться на голубятню и погонять голубей! Как же завидует она здоровым ногам Федора!
«Родителей не выбирают»… А это вот про него, про Федора. Разве выбрал бы он себе такого отца — местного алкаша с нелепым именем Джон Иванович? Или вечно усталую, забитую мать? Он их любит, очень любит! Но ведь стыдно, как же стыдно ему за родителей! Ведь бывают же родители и другие. Как же завидует он этой девушке с косой!
***
О житейском компромиссе между правдой и обманом, добротой и корыстью, о юношеском максимализме рассказывается в повести «Обман».
Серёжа, главный герой повести, живёт в счастливой семье, у него доверительные отношения с неродным отцом, но всё рушится внезапно, после того, как при родах умирает мать. Выясняется, что подросток не нужен отчиму, при скоропалительном размене квартиры Серёжа с бабушкой переселяются в коммуналку, но самым страшным открытием для детского сердца становится известие о том, что, оказывается, жив родной отец. И никакой он не лётчик, погибший при испытании самолёта, а всего-навсего неприятный тип, бросивший когда-то его мать.
И самое неприятное то, что она, его родная мать, лгала всё это время. У подростка появляется чувство, что его все обманывают, и он никому не нужен. И тут, как всегда, появляются «знатоки жизни», готовые помочь, поделиться своим опытом с юнцами. Любому мальчишке, полному душевных сомнений, очень легко угодить в лапы преступников.
Но Лиханов пишет не о падении главного героя, его повесть о восхождении, о том, как Серёжа шаг за шагом выбирается из грязи, в которую он попал. Выбирается сам, своими силами, не желая лгать и прятаться за спинами взрослых.
***
В своих произведениях автор поднимает проблемы детей риска – одиночество в детских домах, равнодушие близких, безразличие окружающих, сложность взаимоотношений подростков со взрослыми людьми, обозлённость таких детей на весь мир за свою неудавшуюся судьбу, противоречивость их характеров.
Проза Альберта Лиханова жизненная, сложная, острая, но удивительно мужественная, чистая и честная. Он знает, о чём пишет, он страдает сам и выбирается из горя вместе со своими героями. Его повести и рассказы принимаются читателем как честный и откровенный разговор о верности и предательстве, о мужестве и силе духа маленького человека.
Талантливому писателю удаётся вживаться в образы своих героев, растворяться в них, и так достоверно, мастерски скупо и поразительно точно описать то, что чувствуют эти несчастные дети.
У Альберта Лиханова - десятки светлых и умных книг, обращённых и к детям, и к взрослым. Они помогают читателям стать внимательнее к людям, добрее и чище, они закаляют душу в борьбе за торжество реального гуманизма. Все произведения Лиханова не просто о подростках, а прямо или косвенно в защиту подростка. В защиту права юного человека на свой мир, на собственную личность, на дружбу, на любовь, на творчество, на человеческие отношения.
ЧИТАЙТЕ КНИГИ ЛИХАНОВА!