100 лет со дня рождения Рэя Брэдбери, американского писателя-фантаста (22.08.1920 – 05.06.2012)
«Меня просят предсказать будущее,
а я его хочу предотвратить».
Рэй Брэдбери
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя - Рэймонд Дуглас (второе имя в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса).
Дед и прадед Рэя, потомки первопоселенцев - англичан, приплывших в Америку в 1630 году, в конце 19 века издавали две иллинойские газеты: (в провинции это определённое положение в обществе и известность). Отец - Леонард Сполдинг Брэдбери. Мать - Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. К моменту рождения Рэя отцу его не исполнилось и 30, работал он электромонтёром и был отцом четырёхлетнего сына - Леонарда-младшего (вместе с Леонардом-младшим родился его брат-близнец - Сэм, но он умер двух лет отроду). В 1926 у Брэдбери появляется сестрёнка - Элизабет, она также умерла будучи ребёнком. Вся семья писателя — поголовно выведена в его книгах в образах вымышленных героев — фантастических и вполне реальных (в «Вине из одуванчиков»), но отец писателя почти нигде не появляется. Его он редко вспоминал, чаще - мать, и только в третьей его книге ("Лекарство от меланхолии", 1959) можно найти следующее посвящение: "Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына". Впрочем, Леонард-старший прочесть этого уже не мог, он умер за два года до этого, в возрасте 66 лет. Яркое отражение эта невыраженная любовь нашла в рассказе "Желание". В книге "Вино из одуванчиков", являющейся по сути дела книгой детских воспоминаний, главный взрослый персонаж носит имя Леонард Сполдинг. Сборник стихов "Когда слоны последний раз во дворике цвели" он снабдил следующим посвящением: "Эта книга - в память о моей бабушке Минни Дэвис Брэдбери, и моём деде Сэмюэле Хинкстоне Брэдбери, и моём брате Сэмюэле, и сестре Элизабет. Все они давно умерли, но я по сей день их помню". Часто он вставляет их имена в свои рассказы. "Дядюшка Эйнар" существовал в действительности. Это был любимый из родственников Рэя - когда в 1934 семья перебралась в Лос Анджелес, туда же переехал и он - к радости племянника. Также в его рассказах встречаются имена другого дяди - Биона, и тёти Невады (её в семье называли просто Невой). Рэй Брэдбери обладал уникальной памятью. Вот как он рассказывает об этом сам: "У меня всегда присутствовало то, что я бы назвал "почти полным мысленным возвратом" к часу рождения. Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорождённого, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни. Знаю, знаю, что это невозможно, большинство людей ничего такого не помнит. И психологи говорят, что дети рождаются не вполне развитыми, лишь спустя несколько дней или даже недель обретая способность видеть, слышать, знать. Но я-то - видел, слышал, знал" (рассказ "Маленький убийца"). Он отчётливо помнил первый снегопад в жизни. Более позднее воспоминание - о том, как его, ещё трёхлетнего, родители первый раз взяли с собой в кино. Шёл нашумевший немой фильм "Горбун собора Парижской богоматери" с Лоном Чейни в главной роли, и образ урода поразил маленького Рэя до глубины души. "Мои ранние впечатления обычно связаны с картиной, что и сейчас стоит перед глазами: жуткое ночное путешествие вверх по лестнице: Мне всегда казалось, что стоит мне ступить на последнюю ступеньку, как я тотчас же окажусь лицом к лицу с мерзким чудовищем, поджидающим меня наверху. Кубарем катился я вниз и с плачем бежал к маме, и тогда мы уже вдвоём снова взбирались по ступенькам. Обычно чудовище к этому времени куда-то убегало. Для меня так и осталось неясным, почему мама была начисто лишена воображения: ведь она так и не увидела ни разу это чудовище".
(рассказ «Нечисть над лестницей»). В семье Брэдбери бытовала легенда о колдунье в их собственной родословной - прапрапрабабке, будто бы сожжённой на знаменитом Сейлемском процессе над ведьмами в 1692 году. Там, правда, осуждённых вешали, да и имя Мэри Брэдбери в списке проходивших "по делу" могло оказаться простым совпадением. Тем не менее, факт остаётся фактом: с детства писатель считал себя правнуком колдуньи. Стоит отметить, что в его рассказах нечистая сила как раз добрая, и существа потусторонние оказываются куда более человечнее, нежели их преследователи - пуритане, ханжи и "чистюли"-законники.
В Лос-Анджелес семейство Брэдбери перебралось в 30-х годах, в разгар Великой депрессии. Когда Рэй окончил среднюю школу, ему не смогли купить новый пиджак. Пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди Лестера, который погиб от руки грабителя. Дыры от пули на животе и спине пиджака аккуратно заштопали.
Рэй Брэдбери так и не поступил в колледж, формально он закончил своё образование на школьном уровне. В 1971 году вышла его статья под названием "Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м".
Многие из его рассказов и повестей названы цитатами из произведений других авторов: "Something Wicked This Way Comes" - из Шекспира; "Диковинное диво" - из неоконченной поэмы Колриджа "Кубла(й) Хан"; "Золотые яблоки солнца" - строка из Йитса; "Электрическое тело пою" - Уитмен; "И по прежнему лучами серебрит простор луна:" - Байрон; рассказ "Уснувший в Армагеддоне" имеет второе название: "И видеть сны быть может" - строка из монолога Гамлета; начало "Реквиема" Роберта Луиса Стивенсона - "Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря!" также дало название рассказу; рассказ и сборник рассказов "Машины счастья" названы цитатой из Вильяма Блейка - список этот далеко не полон.
«Жюль верн был моим отцом. Уэллс - мудрым дядюшкой. Эдгар Аллан По - приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь - вечно обитал у нас на тёмном чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс - мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня. Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница "Франкенштейна". Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке."
В двенадцать лет от роду Брэдбери понял, что хочет стать писателем, и серьёзно занимался только этим единственным делом. Когда ему было восемнадцать, он подрабатывал продавцом газет — в то время Америка была в Великой депрессии — а позже жил за счёт жены, но продолжал писать каждый день с невероятным упорством.
В своих ранних опытах он копировал стиль напыщенной викторианской прозы Эдгара По, пока Генри Каттнер — один из писателей, которых Брэдбери осаждал в стремлении показать работы, не сказал ему: «Напишешь ещё один такой рассказ — и я убью тебя».
Свой сборник «марсианских» рассказов, который был издан под видом повести «Марсианские хроники» Брэдбери повёз через всю страну — из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк к литагенту Дону Конгдону на автобусе, потому что на поезд не было денег. Это стало его первым большим коммерческим успехом. Получив деньги за публикацию, он отправился второй раз в Нью-Йорк и, остановившись в Чикаго, он встретил толпу молодых людей с книгами в руках — это были его первые поклонники, которые хотели получить его автограф на первом издании «Марсианских хроник».
За свою жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений, в том числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений. Его истории легли в основу нескольких экранизаций, театральных постановок и музыкальных сочинений.
Брэдбери скончался после продолжительной болезни 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года. В 2015 году дом в Лос-Анджелесе, в котором писатель прожил 50 лет, был снесен.
"А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне "Привет!". А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими - сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений".
Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки. Брэдбери создал особый тип современной фантастической прозы, синтезирующей элементы научной фантастики, сказки, философской притчи, социально-психологического исследования. Писатель анализирует этические аспекты познания и практической деятельности человека, развивает традиции американских романтиков 19 в.; в «черных» произведениях (роман «Чувствую, что зло грядет», 1962; сб. новелл «Страна вечной осени», 1955, и др.) обращается к американской «готике», страшным народным поверьям, легендам и т. п. Антиутопия «451° по Фаренгейту» (1953, рус. пер. 1956) и рассказы-предупреждения рисуют возможные последствия отставания нравственного «взросления» человечества от темпов научно-технического прогресса. В цикле новелл «Марсианские хроники» (1950, рус. пер. 1965) и рассказах на космическую тему ставит проблему духовной готовности человека к освоению других миров и встрече с неизвестным. Критика прагматического буржуазного мироощущения сочетается у Брэдбери с утверждением безграничных возможностей созидательного гения и восприятием жизни как величайшего блага; в этом — активный характер его гуманизма.
Главное достижение Брэдбери заключается в том, что он сумел пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него были на периферии современной культуры.
Многие произведения Брэдбери экранизированы. Так, в 1966 году режиссер Франсуа Трюффо снял фильм по книге «451 градус по Фаренгейту». Рэй Брэдбери получил множество литературных премий, в частности премию Хьюго, которая вручается за литературные достижения в области научной фантастики. В 2000 году писатель был награжден медалью Национальной книжной премии за «огромный вклад во все жанры литературы». https://www.youtube.com/watch?v=DvN5oeCwsnw#action=share
С книгами Рэя Брэдбери вы можете познакомиться в Центральной библиотеке поселка.
Материал подготовила библиограф МЦБ: Вихрова Е. И.