15 мая исполняется 755 лет со дня рождения итальянского поэта
Алигьери Данте (1265-1321).
XIII век. Эпоха татаро-монгольского нашествия и крестовых походов, а не расцвета искусств. Данте - не князь, не епископ, он просто зажиточный горожанин, общественный деятель на выборных должностях и, разумеется, литератор. Что мы знаем о его русских современниках - собратьях по перу? Прямо сказать - ничего.
Что мы знаем о Данте? Знаем мы и его внешний облик, ту самую "тень Данте с профилем орлиным", которая столетиями вдохновляла поэтов и художников на острохарактерные портреты.
«Новая жизнь» Данте Алигьери - юношеское произведение великого поэта, создавшее ему славу поэта-пророка. Влюбленность в Беатриче для него - событие космического масштаба и священной истории. Без этого гимна любви невозможно представить последующую литературную традицию: именно молодой Данте обосновал любовь, а не простое подражание природе как главный стимул поэтического творчества. Точные психологические наблюдения, власть над собственными лирическими чувствами, библейские и античные контексты чувства - все это позволяет рассматривать "Новую жизнь" и как мастерскую будущей "Божественной комедии", и как пример глубоко
личного переживания культуры.
"Божественная комедия" - бессмертное произведение с философским смыслом. В трех частях раскрывается сюжет о назначении любви, гибели возлюбленной и всеобщей справедливости.
История создания поэмы:
Алигьери Данте работал над поэмой в период с 1307 по 1321 год. Публика увидела первую часть "Ад" и вторую "Чистилище" при жизни поэта, а вот третью часть "Рай" после его смерти. Название содержит некую тайну, ведь в те времена не было разделения драматургических произведений. Трагедией считалось все, что имело печальное начало и счастливый конец, без установки на смеховое восприятие, поэтому произведение называлось комедией. Божественная - появилось после смерти Данте благодаря суевериям и символике. Три части поэмы - это христианская вера в силу и магию числа три, Святая Троица.
Главный герой произведения - сам Данте. Но, при чтении поэмы становится понятно, что образ героя и реальная личность - не один и тот же человек. Герой Данте - напоминает созерцателя, который лишь наблюдает за происходящем. По характеру он разный: вспыльчивый и жалостливый, гневный и беспомощный. Такой прием использует автор дабы показать весь спектр эмоций живого человека. Данте показывает через своего героя и собственную трагедию и общемировую. Читая поэму, мы видим, как герой падает духом, воскресает и ищет утешения.