Венедикт Ерофеев – русский автор поэм, романов, эссе и очерков. Самое известное его произведение – «Москва-Петушки» долгое время не публиковалось на родине.
Венедикт Васильевич Ерофеев родился в октябре 1938 года в Мурманской области, в поселке Нива-3 в пригороде Кандалакши. В семье было 5 детей, из которых будущий писатель оказался самым младшим. В 1989 г. было опубликовано самое известное произведение писателя «Москва – Петушки», написанное ещё в 1970 году. В этом и других своих произведениях Ерофеев тяготеет к традициям сюрреализма и литературной буффонады.
«Москва – Петушки» высоко оценили филологи – Аверинцев, Лотман. В восторге от поэмы были Белла Ахмадулина, Виктор Некрасов, Войнович, Довлатов, Битов . В книге отразилась огромная эрудиция автора, в ней много цитат, отсылок, аллюзий на произведения мировой классики. Известный литературовед Александр Генис называл поэму энциклопедией советской жизни 1960-х годов. Первое произведение Ерофеева, роман-дневник «Записки психопата», было написано им в 17-летнем возрасте. По словам самого писателя, это его «первое заслуживающее внимания сочинение, самое объёмное и самое нелепое из написанного». Долгое время роман считался утерянным, он был опубликован целиком лишь в 2004 году. Помимо самых известных произведений Ерофеева есть другие работы писателя: произведение «Благая Весть», самую необычную работу Ерофеева «Моя маленькая лениниана», эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика», «Саша Чёрный и другие», неоконченную пьесу «Диссиденты, или Фанни Каплан». Венедикт Ерофеев почти всю жизнь делал заметки в записных книжках: из них родились те произведения, которые принесли писателю мировую славу, они же стали главным источником, рассказывающим о жизни писателя и о становлении его стиля. Работа по расшифровке многочисленных записных книжек писателя завершилась появлением книги «Бесполезное ископаемое» в издательстве «Вагриус». Ерофеев окружал себя огромным количеством мистификаций. Авторы первой биографии писателя Олег Лекманов, Михаил Свердлов и Илья Симановский в книге «Венедикт Ерофеев: посторонний», опираясь на множество собранных ими свидетельств современников, документов и воспоминаний, пытаются отделить правду от мифов, нарисовать портрет человека, стремившегося к абсолютной свободе и в прозе, и в жизни. «Мой очень жизненный путь» – своеобразный отчёт издательства «Вагриус» за пять лет работы с литературным наследием Венедикта Ерофеева. В издание вошли все наиболее значительные его произведения, малая проза, а также выдержки из записных книжек и интервью разных лет. Завершают сборник воспоминания родственников и друзей писателя. Книга иллюстрирована фотографиями из его личного архива. Ранний период биографии Ерофеева прошел в голоде и холоде. 1 сентября 1945 года Венедикт и его брат Борис пошли в школу на станции Хибины, имея один портфель на двоих. К 6 годам он умел читать и писать и все время проводил, царапая что-то на обрывках бумаги. Когда спрашивали, что он пишет, отвечал: «Записки сумасшедшего».Друзья и родные описывали писателя как начитанного, эрудированного человека, который умел поддержать разговор. Сфера его интересов включала литературу, философию, латынь. Он окончил школу с золотой медалью и в 1955 году без экзаменов поступил в Московский государственный университет на факультет филологии. Венедикт жил в общежитии, где познакомился с интересными людьми, в их числе — советский филолог, литературовед и переводчик Владимир Муравьев, оказавший влияние на литературные взгляды будущего писателя. В 1957 году студента отчислили из университета за неуспеваемость и систематические прогулы. По мнению биографов и сына, причины, по которым Ерофеев перестал ходить на учебу, — давление и утрата интереса. Венедикт был слишком образованным, чтобы ему могли рассказать что-то новое, а посещение скучных, но обязательных предметов только еще больше утомляло. В молодости Венедикт сменил множество профессий, трудился в том числе грузчиком, монтажником и бурильщиком. Библиография Ерофеева насчитывает не так много завершенных произведений. Еще в молодости Венедикт начал сочинять «Записки психопата». Это дневник, отразивший поток сознания автора, сочетающий в себе высокие идеи, низменные мысли, а местами и бред. Книгу впервые издали в 2000-м в урезанном варианте. Полная версия вышла 4 года спустя. В 1970 году писатель закончил работу над поэмой в прозе «Москва — Петушки». Это отчасти автобиография, главного героя зовут Веня, он путешествует на электричке и постоянно выпивает. С годами образ персонажа настолько слился с представлением о личности автора, что его самого начали называть Веничка. Произведение Ерофеева долго не издавалось в СССР. Впервые его напечатали в Израиле в 1973 году, потом в Лондоне и Париже. На родине писателя в конце 80-х годов поэму «Москва — Петушки» по иронии судьбы опубликовали в журнале «Трезвость и культура» в цензурном варианте. Оригинальная версия появилась в альманахе «Весть». После публикации советские читатели разобрали произведение на цитаты. Автор не ожидал такой популярности «Петушков». По его словам, поэма была написана «без всяких претензий... для семи-восьми друзей, чтобы они могли десять страниц посмеяться, а потом восемь страниц опечалиться, задуматься».В творчестве Ерофеева есть и другие произведения: пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» уже после его смерти была поставлена на сцене МХТ имени А. Чехова. Также Венедикт подарил читателям несколько эссе. В 1985 году у автора диагностировали рак горла, провели операцию. Опухоль удалили, но он лишился голоса. Итальянские врачи сделали для Ерофеева голосообразующий аппарат с микрофоном, который прикладывался к гортани.
11 мая 1990 года Венедикт Ерофеев умер, причиной смерти стала онкология. Могила писателя находится в Москве, на Кунцевском кладбище.
Память о писателе увековечена в кино и литературе. В 2008 году о его жизни и творчестве сняли документальный фильм «Венедикт Ерофеев. Острова». А к 80-летию автора «Москвы — Петушков» вышла книга Олега Лекманова, Михаила Свердлова и Ильи Симановского «Венедикт Ерофеев: посторонний».В честь знаменитости создано несколько музеев, в том числе в Коломне и Кировске. Во Владимире в качестве дани наследию Ерофеева открыта мемориальная доска, а в Москве установлен памятник с героем Венички из поэмы «Москва — Петушки.