Даниэль Дефо (1660 – 1731 гг.) не был книжным человеком по складу своей личности. К литературе он обратился на склоне лет. Дефо объездил всю Европу. Дефо участвовал и в политической жизни. Он был талантливым публицистом. В его публицистике соединялись рационалистическое размышление и эмоциональные образы. Беллетристика Дефо поражает разнообразием: авантюрные, плутовские, психологические, морские романы, исповеди, дневники, хроники.
Жанровое разнообразие объединяется соединением сюжета с обилием событий и определённой моралистической обстановкой. В романах формируется представление о неоднозначной психологии человека. Дефо не выносит оценок, а мораль следует из логики событий. В основе – убеждение, что человек по природе добр. Все сюжеты тяготеют к мета сюжету «блудного сына». Желание домашнего уюта контрастирует с бурными событиями.
Роман «Робинзон Крузо» был опубликован в 1719 г. Замыслом романа послужил очерк о путешествии Александра Селькирка, опубликованный в журнале «Англичанин». Основная мысль очерка – счастье в малом. Дефо подводит этот сюжет под философскую основу. Робинзон Крузо – роман-притча. Сюжет Робинзона Крузо строится как история блудного сына. Герой наделён немотивированной жаждой странствий. Эта неуёмность ведёт к несчастьям. Весь роман – череда уроков, которые провидение даёт человеку. Его натура разнообразна. Крузо отличает оптимизм.
Центральная часть романа – пребывание на острове. Крузо проявляет стойкость и оптимизм. Его природа проверяется на прочность. В выживании ему помогает умение мыслить и трудолюбие. Это энциклопедия человеческого быта. Крузо становится мастером на все руки. Характерная черта поэтики Дефо – подробность и пластичность изображения. Робинзон Крузо воплощает в себе модель истории человека. В ходе пребывания на острове Крузо проходит стадии развития человечества. Преимущество романа – его многоуровневость, сочетание рефлексии с достоверностью. Психология у Дефо редко реализуется сама по себе.
Даниэль Дефо выпустил два продолжения Робинзона Крузо. Эти продолжения не имели успеха. Первоначальный роман дал матрицу просветительской идеологии. Дефо предложил универсальную форму естественного человека. Также он вводит категорию прогресса. В развитии острова Крузо нет отступлений назад. В романе подготовлена своеобразная программа воспитания. Главная цель воспитания – научить выживанию и сделать жизнь комфортной. Эта программа переходит в программу социального общежития. Во взаимоотношениях Крузо и Пятницы продемонстрирован колониальный дискурс, предполагающий отношения господства и подчинения. Пятница выступает в роли слуги и подчинённого. Уже в XVIII веке появляется около десяти подражаний Р.К. Робинзонада – ситуация-модель.
Информацию подготовила заведующий
СП «Библиотека с. Хлеборобное»
Гладченко Г. И.