Маршак? Да кто ж его не знает! «Детки в клетке», «Кто стучится в дверь ко мне» и «Дом, который построил Джек» читает уже пятое поколение русских детей. Маршака издают и переиздают, его стихи и песенки – золотой фонд детской литературы.
Жизнерадостность С. Маршака, его оптимизм, его юмор и веселость покоряют нас. Вот почему он становится личным другом каждого читателя. Он очень свой для всех нас, разных, не похожих друг на друга. Он роднит всех нас своей человечностью, и от встреч с Маршаком всегда остается чувство приятной, обволакивающей сердце теплоты .
В этом году исполняется 135 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, русского поэта, переводчика и драматурга.
Маршак сам не раз отмечал, что всегда считал себя другом детей. После окончания гимназии он «безо всякой практической цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх».
Он проявил большую заботу к детям-беженцам, которых накануне Первой мировой войны свезли из прифронтовых областей в Воронеж, родной город писателя.
Маршак собирал для них обувь, одежду, теплые одеяла.
При участии поэта в 1920 году в Краснодаре открылся один из первых серьезных театров для юного зрителя в России, который со временем превратился в «Детский городок» со своей школой, кружками, столярной и слесарной мастерскими. Маршак писал для театра пьесы и сам считал этот момент поворотным на своём пути к юному читателю.
К концу марта 1921 года Самуила Яковлевича пригласили войти в состав редакционной коллегии нового журнала «Народное образование». Маршак предложение принял – собрал все свои прежние стихи и уничтожил. И никто не знает, чего ему это стоило. Для дальнейшего пути он выбрал детскую литературу, оставив общественную публицистику в прошлом.
Своими учителями он по праву считал лучших представителей национальной культуры — Пушкина, Жуковского, Некрасова, Фета, Тютчева. А его любимцами были В. Блейк и В. Шекспир.
С именем Маршака связан расцвет детской литературы в 20-30-х годах.
В 1923 году он выпустил первые книги со стихами для детей. В их числе были знаменитые «Дом, который построил Джек» и «Сказка о глупом мышонке». Последняя имеет достаточно интересную историю создания. Летом 1923 года старший сын Маршака очень тяжело болел, и врачи заключили, что качественное лечение может быть оказано только в санатории. Одно из таких заведений в Евпатории было готово помочь ребёнку, однако для поездки срочно требовалась внушительная сумма денег, которой у семьи поэта не было. Тогда Маршак за одну ночь написал сказку в стихах, чем фактически спас жизнь мальчику. Этой сказкой и была полюбившаяся многим «Сказка о глупом мышонке».
Вообще, истории создания большинства произведений Маршака интересны и необычны. Так, поэма «Мистер Твистер», высмеивающая расизм, основана на реальных событиях. Об американском путешественнике, посетившем Ленинград, и отказавшемся жить в гостинице, где остановились чернокожие, поэту рассказал академик Д. И. Мушкетов.
А прототипом главного героя в самом популярном стихотворении Маршака «Вот какой рассеянный» называют известного химика Ивана Алексеевича Каблукова. Этот профессор часто менял окончания слов местами или соединял два слова в одно. По рассеянности он даже подписывался Каблук Иванов.
С новогодней сказкой «Двенадцать месяцев» тоже связано несколько любопытных событий. В 1942 году один из маленьких читателей написал Маршаку письмо, в котором спросил, почему он теперь пишет только для взрослых и забывает про детей. Письмо очень взволновало Самуила Яковлевича, и в перерывах между работой в газете он начинает заниматься созданием «Двенадцати месяцев». Сказку на ура приняли как дети, так и взрослые.
Творчество Маршака питали разные источники, но главный, без которого оно бы иссякло — фольклор разных стран и народов.
Фольклором пронизано всё творчество поэта: прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скороговорки. «Детки в клетке», «Багаж» и «Веселые чижи», «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Пожар», «Дом, который построил Джек», «Петрушка-иностранец».Маленькие дети у Маршака любознательны и активны, дружелюбны и раскованы. Они увлечённо играют: «Мяч», «Усатый-полосатый», охотно участвуют в делах старших: «Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год», готовятся к большой жизни, осваивая мир: «Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора».А как не любить стихи — загадки?
Именно загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений.
Кстати, именно маленькие читатели отгадывают загадки Маршака намного быстрее, чем их мамы и папы, бабушки и дедушки.
Стихи С. Я. Маршака переведены на 75 языков мира, а общий тираж книг достиг сотен миллионов.
Самуил Маршак уважал детей и восхищался их способностью фантазировать, мечтать. И, конечно, мечтал вместе с ними. Он верил в то, что дети способны понимать гораздо больше, чем думают взрослые, способны переживать гораздо сильнее, чем мы привыкли думать. Он всегда отмечал, что писать книжки для таких читателей — «великая честь для наших литераторов».