28 ноября - 115 лет со дня рождения известного литературоведа, искусствоведа, историка культуры, филолога, публициста, академика РАН... - Дмитрия Сергеевича Лихачева
Дмитрий Сергеевич Лихачев. Многим из нас знакомо это имя, если не всем. Он был выдающимся филологом и культурологом, всю жизнь защищающим библиотеки, с большим уважением относясь к библиотечной профессии. И он достоин того, чтобы рассказать о нём.
Родился Дмитрий Сергеевич 28 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге.
Как же сформировалась эта замечательная личность, гармонически сочетавшая в себе, казалось бы, несовместимые начала – стойкость убеждений и человечность, решительность и мягкость, ответственность и умение по – детски радоваться жизни. Обратимся к истории жизни этого замечательного человека.
Детство для каждого из нас навсегда остаётся самой счастливой порой. Такой же она была и для Дмитрия. Семья инженера – энергетика была состоятельной. Даже будучи академиком, Дмитрий Сергеевич никогда не жил богаче своего отца. В семье Лихачёвых большое внимание уделялось классической литературе, искусству, балету, театру и традициям православия. Дмитрий Сергеевич всю свою жизнь был верующим человеком. Вот, что он говорил по этому поводу: «Многие убеждены, что любить Родину – это значит гордиться ею. Нет! Я воспитывался на другой любви – жалости. Почти одновременно с Октябрьским переворотом начались гонения на церковь. Чем шире развивались гонения на церкви и чем многочисленнее становились расстрелы инакомыслящих, тем острее и острее ощущалась всеми нами жалость к погибающей России. Наша любовь к Родине меньше всего походила на гордость Родиной, её победами и завоеваниями. Сейчас это трудно понять. Мы не пели патриотических песен – мы плакали и молились».
В 1914 году, через месяц после начала Первой мировой войны, Митя Лихачёв пошёл в школу. Сначала он учился в Гимназии Человеколюбивого Общества (1914–1915 гг.), потом в Гимназии и реальном училище К. И. Мая (1915–1917 гг.), и наконец, в школе им. Л. Лентовской (1918–1923 гг.), в 1928 году окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета.
В том же году Лихачев был осужден на 5 лет за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук». До ноября 1931 года Дмитрий Сергеевич являлся политзаключенным в Соловецком лагере особого назначения. Его первая работа – «Картежные игры уголовников» – была опубликована в 1930 году в журнале «Соловецкие острова».Годы, проведенные в Соловецком лагере особого назначения, Дмитрий Сергеевич считал главным событием в своей жизни. В сложных обстоятельствах заключения, когда смерть дышала в лицо во время болезни тифом, когда встречались на пути далеко не лучшие образцы человечества, Лихачёв всегда оставался самим собой: спокойным, уравновешенным, чуть-чуть ироничным, доброжелательным.
В 1932 году Дмитрий был досрочно освобожден и вернулся в Ленинград, где устроился на работу литературным редактором Соцэкгиза. В тот же период в печати стали выходить его статьи на филологические темы. С 1938 года он – младший, а с 1941 года – старший научный сотрудник Института русской литературы АН СССР, где руководил сектором древнерусской литературы.
В 1941 году Дмитрий Сергеевич защищает диссертацию на соискание научной степени.
Начинается война и вскоре Ленинград оказался в блокаде. В осаждённом городе Лихачёв жил вместе с родителями и с собственной семьей – женой и двумя дочерями. Уже после войны супруги Лихачевы сообща напишут для своих дочерей повесть, предназначенную не для печати – это была хроника страданий города и отдельно взятой семьи и называлась «Как мы остались живы». В блокаде Лихачев потерял отца. Он не плакал о нём. Люди тогда вообще не плакали. Но пока был жив отец и как бы он слаб тогда не был, Лихачев чувствовал какую – то защиту. После смерти отца он почувствовал себя уже первым, ответственным за жизнь семьи в большей мере, чем раньше.
В годы войны Лихачёв не бросает родной город. Несмотря на дистрофию, продолжает заниматься наукой. Итог его трудов – книга, ставшая сейчас библиографической редкостью. Называлась она «Оборона древнерусских городов» (1942 г.). Её раздавали солдатам, идущим в бой. За эту книгу Лихачёв получил Сталинскую премию.
Начинается стремительное восхождение Лихачёва по служебной лестнице, он становится публичным человеком. 50 с лишним лет Лихачёв проработал в Пушкинском Доме, внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства, он - автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. Его вклад в сохранение русской культуры неоценим.
В защиту культуры он выступал постоянно и последовательно. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов. Как-то сам Дмитрий Сергеевич перечислил то, что особенно заботило его: «…это Невский проспект в Петербурге, Кремль в Соловках, подмосковные усадьбы (в первую очередь Мураново и Шахматово); фрески Ковалева, Болотова, Нередицы в Новгороде; Воронцовский дворец в Алупке; Лесковицы в Чернигове; парки в Петергофе, Пушкине, Гатчине, Павловске, Выборге; озеро Байкал; направление течения рек в Сибири, Средней Азии и т. д.; это научные библиотеки, рукописные собрания, состояние запасников музеев, средних школ и высших учебных заведений; это публикации в серии «Литературные памятники» воспоминаний монархиста А. Бенуа, житий византийских святых, в Гослите — романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и многого другого, за что мне неоднократно попадало...». Здесь названа лишь малая часть того, что изучал, спасал, отстаивал, издавал, а значит, сохранял для народа и истории, сберегал для страны и мира Д.С. Лихачев. Он доказал, что перестройка Невского губительна для всей культуры, Ленинграда, России, благодаря Дмитрию Сергеевичу Невский был спасен. Он выступал в защиту Екатерининского парка в Пушкине, Петергофского парка. Ему мы обязаны тем, что сохранился Земляной вал вокруг Новгорода. Десятки церквей и архитектурных памятников были спасены от разрушения благодаря его вмешательству, например Храм Спас-на-Крови, который хотели снести в советское время, церковь Большого Вознесения у Никитских ворот, где состоялось венчание А.С.Пушкина с Н.Н.Гончаровой.К мнению Д. С. Лихачева прислушивались Папа Римский Иоанн Павел II, Вацлав Гавел, королева Великобритании Елизавета II, Принц Уэльский Чарльз. Д.С.Лихачев - почётный доктор Оксфордского и Эдинбургского университетов (Великобритания), Цюрихского университета (Швейцария), Университета Бордо (Франция), Карлова университета (Прага), Будапештского университета (Венгрия), Сиенского университета (Италия), Софийского университета (Болгария), Университета имени Николая Коперника в Торуне (Польша); член-корреспондент Гёттингенской академии наук (ФРГ), Австрийской академии наук, Британской академии; иностранный член Болгарской и Венгерской академий наук, Сербской и Американской академий наук и искусств, Национальной академии Италии.
Д.С.Лихачев был самым авторитетным человеком в вопросах морали и нравственности, защиты культуры, уважаемым во всех слоях нашего общества. «Влияние его на нашу культуру и жизнь было и есть огромно, необходимо, бесценно», – написал о нем Виктор Астафьев. Сочетание веры и знаний, религии и культуры, любви к России и искреннего уважения ко всем народам и людям помогло ему не только сохранить огромную часть российского культурно-исторического наследия, но и стать духовно-нравственным ориентиром для своих сограждан, совестью нации. Ученый, филолог, историк, искусствовед, хранитель старины и культуры, общественный деятель, патриот – ведь все эти определения вполне ему подходят. Но в первую очередь Лихачев – человек высокой нравственности. За всю свою жизнь Д.С.Лихачев ничего не сделал против совести, он мечтал об обществе добра и согласия между людьми. «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества», – писал он.
В наше непростое, противоречивое время мы все больше осознаём истинный масштаб личности Дмитрия Сергеевича Лихачева: ведь в трудные времена людям особенно необходимы нравственная опора, нравственный пример. Мы отдаем ему дань любви, глубокого уважения и благодарности. Владимир Путин: «Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны. Сегодня, когда миру реально угрожает идеология экстремизма и террора, ценности гуманизма остаются одним из принципиальных средств противодействия этому злу. В своих исследованиях академик Лихачев сформулировал саму миссию культуры, которая состоит в том, чтобы из «просто населения делать народ».
Уже в 1942 году Дмитрий Лихачев был награжден медалью «За оборону Ленинграда», а в 1998 году стал первым кавалером восстановленного ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Помимо этого, он награжден и многими другими орденами и медалями, как России, так и других стран. В 1970 году был избран академиком АН СССР.
Первой и единственной супругой Лихачёва стала Зинаида Александровна Макарова, подарившая учёному дочерей-близнецов — Веру и Людмилу. Этот брак оказался очень удачным: супруги прожили в любви и взаимном уважении всю жизнь.Скончался Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 года в Боткинской больнице Санкт-Петербурга. Накануне ему провели онкологическую операцию, после которой он, не приходя в сознание, умер. На тот момент ему исполнилось 93 года, и даже при самом большом желании, организм уже не имел сил, чтобы бороться с коварным недугом. Церемония прощания и погребения состоялась 4 октября. Местом упокоения академика Дмитрия Лихачёва стало кладбище посёлка Комарово. На могиле филолога установлен простой православный крест.
Д.С.Лихачев оставил несколько книг-размышлений о жизни, о добре, о прекрасном: «Беседы прошлых лет», «Заметки и наблюдения», «Раздумья», «Воспоминания», «Земля родная» (1983) «Письма о добром и прекрасном» (1985).
Вспомним сегодня его мудрые и актуальные высказывания.
О БИБЛИОТЕКАХ И ЧТЕНИИ.
Постоянной и неизменной любовью и тревогой Дмитрия Сергеевича Лихачева были библиотеки, положение библиотекарей — тех, кто способствует общению человека с книгой. Если собрать вместе все, что писал и говорил он о библиотеках, о чтении, получится настоящий гимн книге. Ибо без книги, без чтения не может быть ни настоящей культуры, ни настоящей образованности, ведь даже в основе того же Интернета лежит письменный текст.
«Библиотеки важнее всего в культуре, — говорил он в своей речи на съезде. — Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если библиотеки есть, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещения, оснащены современной техникой, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, культура не погибнет в такой стране».
«Для сохранения культуры не так важно иметь университет, но необходимо иметь библиотеку».
О КУЛЬТУРЕ
Лихачев понимал историю человечества в первую очередь как историю культуры, он и отдельных исторических деятелей оценивал не по успехам в войнах и захватам территорий, а по влиянию на развитие культуры.
«Культура — это святыни народа, святыни нации»
«Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, — библиотеки, музеи, архивы, школы, университеты, периодику (особенно типичные для России «толстые» журналы) — если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, музыкальное образование, научные институты, то мы, безусловно, будем занимать ведущее место на Севере Европы и Азии».
Закончить наш разговор о добром и прекрасном человеке хочется словами самого Д.С.Лихачева: «Уходя из жизни, человек продолжает жить, – он живет в своих делах».
И напоследок - ещё один мудрый совет Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Любите читать! Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение...»