Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой.
Знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев в детстве старый добрый фильм "Золушка", мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь". А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо".
Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.
«Меня Господь благословил идти,
Брести велел,
не думая о цели.
Он петь меня благословил в пути.
Чтоб спутники мои повеселели...», - так говорил о себе писатель.
Евгений Шварц, биография которого, это всего 61 год жизни, не просто жил, а «впитывал» в себя каждую минуту.
Будущий писатель родился в Казани в 21 октября 1896 года в семье православного еврея Льва Борисовича Шварца и Марии Федоровны Щелковой.
Из воспоминаний Шварца: “ Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню –это сказки в издании Ступина.
Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд”. Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” - как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.
После окончания местной гимназии, Евгений уехал в Москву, где стал студентом юридического факультета. Постепенно он пришел к осознанию иного своего призвания. Его заворожил театр. Перебравшись в провинциальный Ростов-на-Дону, он стал пробовать себя в актерской профессии. Через несколько лет, не увидев в своих попытках особенного успеха, Шварц уехал в Петроград, где и началась его литературная деятельность с должности секретаря у Корнея Чуковского, сотрудничества с детскими журналами.
Сначала Шварц писал сатирические стихи и фельетоны в газету «Кочегарка», потом создал собственный журнал «Забой».
Но свое истинное и неповторимое лицо драматурга-сказочника Шварц обрел, когда начал писать пьесы по известным сюжетам сказок Ганса Христиана Андерсена и Шарля Перро: «Снежная королева», «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка» и другие.
Герои его обновленных сказок, живые, непосредственные, смешные, запросто вписываются в детские представления о жизни, согласуются с их небогатым опытом человеческих взаимоотношений.
Незаметно он изменил сказочные штампы, сделав быт, поступки и слова героев близкими, понятными, будто и не сказочными вовсе. Кроме всего прочего, все это выглядело очень забавно, остроумно, с едва уловимым подтекстом.
Мачеха в «Золушке» в сердцах бросает вслед королю: «А еще корону надел!» Не принято в сказках говорить, как тетя Дуся в базарном ряду, но у Шварца эта мачеха точь-в-точь знакомая злая тетка из соседней комнаты в коммуналке, вообще не похожая на сказочную героиню.
Перу Евгения Шварца принадлежат знаменитая трилогия «Голый король», «Тень» и «Дракон».
Но самым сильным, самым блистательным произведением Шварца стала пьеса «Обыкновенное чудо».
«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная,
что всему этому придет конец.
Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны, -
смерть иной раз отступает от них».
Он писал «Обыкновенное чудо» долго и мучительно, изменял названия, переделывал диалоги, добиваясь особой глубины произведения. Театры на этом спектакле имели аншлаги и неизменный успех. Потому что пьеса – о вечных человеческих ценностях, о справедливых законах, согласно которым добро торжествует, а зло уничтожается. Такие законы и должны сопутствовать людям в нормальном обществе, в котором норма жизни – взаимопонимание, любовь, преданность, человечность.
Это, пожалуй, лучшее творение Евгения Шварца о глубинных истинах человеческих взаимоотношений.
Шварц написал около 25 пьес, не все они изданы.
По сценариям Шварца поставлены фильмы «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница», «Каин XVIII», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Более современные экранизации его сказок – фильмы Марка Захарова «Убить дракона» и «Обыкновенное чудо».
Шварц был сказочником, — глубоко лиричным, добрым, правдивым
Правдивость его заключалась не в том, чтобы говорить всегда правду, а в том, что он «взаправду» видел сказку в реальной жизни. Для такого видения не нужны декорации и костюмы. Нужно особое зрение, чтобы открыть самую обычную дверь и увидеть за ней волшебный мир. И это Евгений Шварц умел как никто другой.
«Что уж тут поделаешь… Ведь все-таки я волшебник!»