Агния Александровна родилась 25 февраля 1911 году в Иркутске в семье мелкого служащего. Она училась в 8 классе, когда пионерская газета «Юный ленинец» опубликовала ее первую заметку. Возможно, именно этой заметке и суждено было сыграть решающую роль потом, когда девушка подала заявление в Ленинградский университет на филологический факультет. Там, в университете, двадцатилетняя студентка Кузнецова и написала свои первые рассказы, которые были напечатаны в коллективном сборнике «Октябрята».
После окончания университета работала в редакциях пионерских и молодежных газет Ленинграда и Новосибирска, затем — в Иркутском радиокомитете, в редакции детского вещания. Близкое знакомство с жизнью школы помогло ей лучше понять и почувствовать особенности детской психологии, глубже разобраться в школьных проблемах. И когда альманах «Новая Сибирь» напечатал в 1939 г. ее первую повесть «В чулымской тайге», изданную через год отдельной книгой в Иркутске, о Кузнецовой критика заговорила как о талантливом, самобытном детском писателе.
В годы Великой Отечественной войны Агния Александровна являлась ответственным секретарем Иркутского отделения Союза писателей РСФСР. Привязанность автора к ребятам беспокойным и смелым, деятельным и бескорыстным, устремленным к высоким идеалам, спаянным общностью интересов и нерасторжимыми узами товарищества, нашла свое отражение и в произведениях, посвященным детям военного времени. Что бы ни выходило из-под пера писательницы в годы Великой Отечественной войны — в то время она часто выступала в иркутских газетах и по радио, писала очерки и рассказы, — все было пронизано гражданским стремлением всеми силами помогать сражающейся Родине, пробудить в ребятах жажду полезного дела. Этой теме посвящены рассказ «Таежный подарок», очерк «Тимуровцы», новелла «Иришка-пулеметчица».
С 1956 г. жизнь Агнии Кузнецовой была связана с Москвой. В 50-60 годах Агния Александровна создала ряд повестей, главная тема которых — становление характера молодого человека: «Свет-трава», «Жизнь зовет», «Честное комсомольское», «Мы из Коршуна».
Заметной вехой в творчестве Агнии Кузнецовой стала повесть «Земной поклон», за которую в 1977 году писательница была удостоена Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской. В этом произведении писательница проводит связь между прошлым и настоящим, рассказывая о двух замечательных преподавателях — педагоге-просветителе дореволюционного времени и молодом современном учителе.
Не только в «Земном поклоне», но и в некоторых других произведениях Кузнецовой 1979-84 гг. мы замечаем пристальный авторский взгляд в историческое прошлое, улавливаем его перекличку с днем настоящим. Особенно это заметно в повести «Под бурями судьбы жестокой…», где писательница, перечитывая дневники своих предков, — прапрадеда, прадеда и деда, рисует художественно выразительную картину той эпохи. Герой повести Петруха Кузнецов оставил после себя дневник, в котором с восхищением писал о пленительной красоте Натальи Николаевны Пушкиной — жены великого поэта. Так в творчестве Агнии Кузнецовой возникает тема этой удивительной женщины, вокруг образа которой до сих пор не утихают споры. Глубоко заинтересовавшись жизнью жены Александра Сергеевича Пушкина, писательница собрала о ней богатый историко-библиографический материал, который вылился в документально-историческую повесть о Наталье Николаевне «Моя мадонна».
Так появилось жизнеописание, которое не просто ломает стереотип роковой красавицы, по легкомыслию погубившей великого поэта, долгое время преследовавший Наталью Гончарову, но и создает ее настоящий образ, сотканный из настолько реалистичных бытовых подробностей жизни, что читатель поневоле погружается в эпоху золотого века русской литературы.