25 января – день рождения одного из самых ярких, талантливых и известных музыкантов современности, поэта, актера и автора-исполнителя песен Владимира Семеновича Высоцкого. Вот уже несколько десятков лет он остается одним из главных кумиров ХХ века. Его творчество — это более 800 песен и стихов, которые любит и цитирует уже не одно поколение. Но помнят его не только за это. Для многих Высоцкий — это, прежде всего, капитан Жеглов из фильма «Место встречи изменить нельзя» или Гамлет на сцене Таганки.
Давайте вспомним самые известные роли Высоцкого, в основе которых лежит литературное произведение.
Гамлет — «Гамлет» (премьера – 29 ноября 1971 года). По трагедии У. Шекспира.
Главная роль Владимира Высоцкого. Спектакль всей его жизни. Роль всей его жизни. Если разобраться, то и в кино, и даже в театре было не так много ролей, в которых Высоцкий смог показать свой талант во всем его объеме. Поэтому, как ни парадоксально, и нет единого мнения о том, насколько сильным он был актером. Но Гамлет Высоцкого, одна лишь эта роль, уже снимает все вопросы. Один из величайших спектаклей в истории русского театра.
Этот спектакль шел 220 раз. Все 220 раз на сцену выходил Владимир Высоцкий, у которого вопреки театральной традиции никогда не было дублера, не было актера из второго состава, который бы его заменял. 220 спектаклей и ни одной полной съемки.
Он – «Четвёртый» (1972) . По одноименной пьесе К.Симонова.
Американский журналист, у которого даже нет имени, поставлен перед выбором – предать огласке планы сторонников войны, рискуя при этом лишиться всех жизненных благ, или отступить...
Фон Корен — «Плохой хороший человек» (1973). По повести А.П. Чехова «Дуэль».
В экранизации повести великого русского классика Высоцкий сыграл зоолога фон Корена. «Он увлечен маниакальной идеей спасения цивилизации путем «улучшения человеческой породы», уничтожения слабых», — так говорил актер о своем герое. В 1974 году на Международном кинофестивале в Таормине (Италия) Высоцкий получил приз «За лучшую мужскую роль».
Ибрагим Ганнибал — «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил» (1976). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Арап Петра Великого».
Роль Ибрагима Ганнибала можно назвать одной из самых заметных в кинокарьере Высоцкого. Но для самого актёра этот фильм стал одним из главных разочарований в его творческой жизни.
Лопахин — «Вишневый сад» (премьера – 3 июля 1974 года). По одноименной пьесе А.А. Чехова.
Вот что она вспоминает актриса Алла Демидова, партнерша Высоцкого по спектаклю: «Высоцкий начал работу над ролью тогда в очень хорошем для себя состоянии. Был собран, отзывчив, нежен, душевно спокоен. Очень деликатно включился в работу, и эта деликатность осталась и в роли Лопахина. Он не довлел, не лидировал, а как бы все время оставался в тени, выигрывая от этого как актер необычайно».
Роль Лопахина, наряду с Гамлетом и Галилеем, принадлежит к вершинам театрального творчества Высоцкого. К сожалению, она стала его последней чеховской ролью…
Глеб Жеглов — «Место встречи изменить нельзя» (1979). По роману братьев Вайнеров «Эра милосердия».
Бывалый оперативник Глеб Жеглов, друг и наставник Володи Шарапова, покорил сердца зрителей с первого взгляда. Точнее, с первой серии. Премьера 5-серийного фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» прошла в ноябре 1979 года. Это был как раз тот случай, когда улицы во время показа картины пустели, все бежали домой к телеэкранам, чтобы с замиранием сердца наблюдать, как отважный Глеб Жеглов борется с бандой «Черная кошка». Примечательно, что в повести братьев Вайнеров Жеглов не такой уж и положительный. Недаром обвиняемый Груздев говорит о нем: «через кого хочешь переступит». В картине сохранены практически все отрицательные черты Жеглова, но благодаря обаянию Высоцкого они воспринимаются как недостатки сильного человека. Такого Жеглова просто нельзя не любить!
Дон Гуан — «Маленькие трагедии» (1979). По сочинениям А.С. Пушкина.
Образ севильского обольстителя Дона Гуана — последняя роль Высоцкого в кино. Никого другого в этой роли режиссер Михаил Швейцер видеть не хотел и три месяца боролся за то, чтобы утвердили именно Высоцкого. «Мне кажется, что Дон Гуан — Высоцкий — это тот самый Дон Гуан, который и был написан Пушкиным, — говорил режиссер. — Для меня важен весь комплекс человеческих качеств Высоцкого, которые должны были предстать и выразиться в этом пушкинском образе. И мне казалось, что все, чем владеет Высоцкий как человек, — все это есть свойства пушкинского Дон Гуана...».