16 декабря- 250 лет со дня рождения Л. В. Бетховена, немецкого композитора, пианиста и дирижора. Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 году, в небольшом немецком городе Бонне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями и служили в придворной капелле князя, наместника Бонна. Его дед играл на скрипке и пел в хоре. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен.
Музыкальный талант мальчика стал проявляться очень рано, и его отец, которому не давала покоя мысль о славе чудо-ребенка Моцарта, начал сам его учить играть на клавесине. Но цель у отца была одна – поскорее заставить мальчика зарабатывать деньги на семью. Отец нагружал маленького сына изнурительными занятиями по 7-8 часов в день. Когда мальчику исполнилось восемь лет, он выступил в городе Кёльне со своим первым концертом.
В это время тяжело заболела горячо любимая мать Людвига, и он вынужден был оставить общеобразовательную школу и пойти работать органистом в придворную капеллу.
В это трудное для Бетховена время, фортуна улыбнулась ему и подарила встречу с Готлибом Нефе. Нефе стал другом Людвига и самым талантливым учителем, он не только помог получить ему образование, но привил любовь к литературе и философии. Главное – он сумел понять своеобразие его таланта, а талант мальчика развивался и вскоре Людвиг стал его незаменимым помощником. Учитель помог ему напечатать первые сочинения.
Нефе познакомил Бетховена с лучшими произведениями немецких и австрийских композиторов – Иоганна Себастьяна Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта. Эти занятия оставили неизгладимый след в душе будущего великого композитора.
Бетховен едет в Вену – центр музыкальной культуры того времени, где он мечтал о встрече с божественным Моцартом. И эта встреча состоялась.
Бетховен блестяще исполнил свои произведения, много импровизировал.
Моцарт был поражен смелостью творческой фантазии юноши и необычайно бурной и темпераментной манерой исполнения.
Восторженный отзыв Моцарта об этом событии стал крылатой фразой в истории музыкального искусства: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!»
У Бетховена умирает мать. Вернувшись домой, ему пришлось взять на себя заботу о двух маленьких братьях. В этот трудный период у него формируются взгляды на жизнь, чему в немалой степени способствовало посещение им, занятий на философском факультете Боннского университета.
В 1789 году во Франции произошла Великая революция, что произвело огромное впечатление на Бетховена и оставило в его душе неизгладимый след. Революционная героика, с ее идеями свободы, равенства, братства, справедливости, красной нитью проходит через значительную часть творчества композитора.
В родном городе Бонне Бетховену вскоре становится тесно. Встреча с Гайдном, проезжавшим через Бонн, подтолкнула его принять решение ехать в Вену. В 1792 году (Бетховену тогда было 22 года) Бетховен приехал в столицу Австрии с тем, чтобы остаться здесь до конца своей жизни.
Вскоре о молодом музыканте заговорила вся Вена. Он же тогда забросил клавесин с его звонким, но быстро затухавшим звуком, и стал играть на новом еще тогда инструменте – фортепиано, способном издавать громкие и певучие звуки. Молодой виртуоз покорил слушателей, намного превзойдя всех современных ему пианистов. И произведения Бетховена того времени («Патетическая», «Лунная» соната, «Героическая» симфония) выражали какие-то новые чувства, порою остававшиеся еще непонятными, но глубоко потрясающие слушателей.
Внешний облик Бетховена был столь же оригинальным, как и его творчество.
Без парика, с гривой густых черных волос, он, по понятиям того времени, одевался слишком небрежно и просто.
Нередко Бетховен позволял себе резкости в отношении богатых и знатных вельмож, так как не переносил их высокомерия или снисхождения к искусству. И его слова: «Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один», – тому подтверждение.
Трагедией всей жизни Бетховена стала его глухота. Тяжелая болезнь, первые признаки которой проявились в то время, когда композитору было 26 лет, заставила сторониться друзей, сделала замкнутым и нелюдимым. Он даже хотел расстаться с жизнью, но его спасла любовь к музыке, сознание того, что он может своими произведениями подарить радость людям.
Вся сила характера и воли Бетховена отражена в его знаменитых словах: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила».
В последующее десятилетие талант Бетховена достиг вершины своего расцвета. Это увертюры «Эгмонт», «Кориолан», «Аппассионата», «Крейцерова соната», опера «Фиделио» и многое другое.
Имя Бетховена становится известным во всем мире. К нему приходят слава и уважение.
Но все когда-нибудь заканчивается: счастье и успех сменились неудачами и огорчениями. Прошение Бетховена о постоянной работе при оперном театре осталось без ответа. Материальные затруднения с годами становились все ощутимее. Со временем глухота у композитора усилилась, что сделало его еще более замкнутым и одиноким. Он перестал выступать с сольными концертами, все реже и реже бывал в обществе. Чтобы облегчить себе общение с людьми, Бетховен стал пользоваться слуховыми трубками, которые ему помогали воспринимать и музыку.
За годы, последовавшие за бурным подъемом, композитор написал значительно меньше произведений.
Музыка Бетховена: мятежная и бунтарская, лирическая и мужественная по-прежнему привлекает и волнует нас, - людей третьего тысячелетия.
Творчество Бетховена охватывает немало музыкальных жанров и использует разнообразные сочетания музыкальных инструментов. Для симфонического оркестра он написал 9 симфоний и более дюжины других произведений. Бетховен сочинил 7 инструментальных концертов. Его перу принадлежит одна опера («Фиделио») и один балет («Творения Прометея»). Фортепьянная музыка Бетховена богата и разнообразна в плане форм: это сонаты, миниатюры и другие сочинения.
Перу Бетховена принадлежит также значительное количество произведений ансамблевой музыки. Кроме 16 струнных квартетов он написал 5 струнных квинтетов, 7 фортепьянных трио, 5 струнных трио и более десятка работ для различных комбинаций духовых инструментов.
Но венцом всего его творчества стала грандиозная 9 симфония, которую Бетховен создал незадолго до смерти. Прекрасная музыка финала симфонии, напоминающая гимн, призывает всех людей к объединению, счастью и радости.
“Вся жизнь Бетховена, - писал французский писатель и исследователь творчества композитора, Ромен Роллан, - похожа на “грозовой день” полна борьбы: борьбы с недугом, борьбы за творчество. Мужеству и стойкости композитора можно только удивляться. Прожил Бетховен 57 лет и до последних дней жизни не переставал работать.
Бетховен скончался ночью, в марте 1827 года. Похороны гениального музыканта превратились в грандиозное шествие: в последний путь его провожала двадцатитысячная толпа поклонников. Могила Бетховена находится на кладбище в Вене, а дом в Бонне, где он родился, сейчас является музеем.
Людвига ван Бетховен, композитор, который внес огромный вклад в мировую музыкальную культуру. Он по сей день остается одним из самых известных и исполняемых композиторов в мире.
Слишком много ценного он успел сказать человечеству за свою не очень долгую жизнь. Бессмертие Бетховена в его вечно прекрасной музыке!