Ростовская область - регион с уникальным историческим прошлым. Дон - это уникальная земля, где на протяжении многих веков смешивались разные культуры, создавались разнообразные формы управления и демократия имеет давние традиции и насчитывают более двух тысяч лет.
Демократические традиции, созданные в древнем Танаисе в период III в. до н.э. - III в. н.э., явлением всемирной истории является казачье самоуправление XVI-XVII в.в., особенности городского самоуправления в Ростове-на-Дону, Нахичевани-на-Дону и Таганроге конца XVIII века- это опыт, сконцентрированный на сравнительно небольшой территории, которого нет больше нигде в мире.
ВЫБОРЫ И ВЛАСТЬ В ДРЕВНЕМ ТАНАИСЕ
Территорию Подонья - Приазовья заселяли скифы (VII-III века до нашей эры) и сарматы (III век до нашей эры). Племенные объединения возглавляли вожди, которых сначала выбирали, а позднее их власть передавалась по наследству. Символы власти у этих кочевых племен были: булава, украшения и оружие, инкрустированное золотом.
Город Танаис (III век до нашей эры - III век нашей эры), расположенный в низовьях Танаиса (Дона), входил в состав Боспорского царства. Органом самоуправления города был магистрат, ежегодно избиравшийся горожанами. В городе жили две равноправные общины: эллинов - выходцев из Греции, и танаитов - выходцев из местных племен сарматов и меотов.
Общины выбирали двух глав города - эллинарха и архонта, возглавлявших магистрат. Рабы и иностранцы участия в выборах не принимали.
КАЗАЧИЙ КРУГ - ФОРМА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В XVI - XVIII ВЕКАХ
В период становления централизованного Российского государства на Дон отовсюду приходили люди, не желавшие подчиняться деспотизму царских бояр и наместников. Именно здесь формировались отношения равенства людей, ставивших личную свободу выше чинов и титулов. В то время на Дону складывался особый тип устройства общества, при котором демократия строилась "снизу".
Донские казаки жили вольной жизнью, ни за кем не признавая власти над собой. Занимались они, в основном, ловлей зверей и рыбы, постоянно совершали военные походы, считая земледелие отвлечением от войсковой жизни. В бою они отличались особым мужеством и отвагой, осуществляя дерзкие, внезапные вылазки и маневры.
Однако повседневная необходимость управления казачьим обществом требовала создания органов власти и управления. В XVI веке донскими казаками был сформирован особый тип общественного устройства, высшим органом власти которого был Войсковой Круг (общее собрание казаков). Не прийти на Войсковой Круг для казака считалось большим позором.
На Кругу принимались важнейшие решения: объявление войны и заключение мира, прием в казаки, направление казачьего посольства, выборы атамана - высшего должностного лица Войска Донского. Избранному на Кругу большинством голосов атаману вручали знак атаманской власти - булаву и насеку.
ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НА ДОНУ В XVIII – XIX ВЕКАХ
В XVIII - XIX веках с ростом промышленного производства и торговли бурно развиваются города. За счет притока рабочей силы из сельской местности увеличивается численность городского населения. В то же время, задачи развития городской инфраструктуры (благоустройство, транспорт, коммуникации, здравоохранение, образование и т.д.) предъявляют новые требования к методам и формам управления городским хозяйством. Особое развитие получает городское самоуправление, от эффективности функционирования, которого во многом зависел повседневный быт городских жителей.
В апреле 1785 года было принято общее положение о городах или "Грамота на права и выгоды городов Российской империи", которое действовало в Таганроге и Нахичевани с конца XVIII века, а в Ростове - с 1801 года. Согласно этому положению, в выборах городской думы могли участвовать горожане ("городские обыватели"), достигшие 25 лет, владевшие недвижимостью или доходом не менее 50 рублей в год, что являлось по тем временам значительной суммой. Назначаемый царем губернатор контролировал финансовую деятельность городских дум.
Самобытно развивалось городское самоуправление в городе Нор-Нахичевань, основанном в 1779 году рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского, армянами - переселенцами из Крымского ханства. Город получил от Екатерины II привилегии, ставившие его в один ряд с самыми демократичными городами Европы. Полицейская, судебная и исполнительная власть принадлежала выборному магистрату. Позднее эти привилегии сократились, а по новому "Городскому положению", учрежденному 16 июня 1870 года, Нахичевань-на-Дону, как его стали именовать, приравняли к прочим российским городам. Согласно новому "Городскому положению" происходило закрепление структуры органов городского управления, в том числе в Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске. В настоящее время Нахичевань входит в состав города Ростова-на-Дону.
Минули века, тысячелетия, вырос уровень цивилизации, много раз менялась политическая ситуация в России, но современные выборы во многом повторяют стиль древних выборов.
Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным.
Безусловно справедливо утверждение о том, что знание истории и традиций родного края является важнейшей частью образования молодого человека - полноправного гражданина независимой демократической России.
Предлагаем проверить свои знания, ответив на вопросы викторины «Демократия и выборы на Дону».