ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

17 июля — День памяти преподобного Андрея Рублёва, исполняется 665 лет со дня его рождения. Андрей Рублев — создатель собственной иконописной школы, первый русский художник, которого канонизировали в лике православных святых. Вся жизнь преподобного Андрея Рублева связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к 16 веку, видит в нем духовного сына преподобного Никона Радонежского, по духу святой Андрей является, несомненно, учеником преподобного Сергия Радонежского.

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он приблизительно между 1360-1370 годами в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. Вместо фамилий в те времена были прозвища. Свое — «Рублёв» — будущий художник получил от отца. Оно могло происходить от слова «рубель», обозначавшего инструмент для разглаживания ткани или накатки кож. Предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи

Незадолго до 1405 года он стал монахом («чернецом» по Троицкой летописи, а так обычно именовали новопостриженных иноков). Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, настоятелем которого был тогда игумен Андроник. Здесь он и закончил свои дни. Датой смерти считается 29 января (по старому стилю) 1430 года.
Андрей — монашеское имя иконописца, мирское осталось неизвестным, как и происхождение. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя, и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

У кого учился писать иконы Андрей Рублёв до сих пор неизвестно. Но ясно, что творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом.
Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году; оно свидетельствовало, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом (монахом) Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском Кремле, стоявший тогда на месте нынешнего храма. В перечне имён в летописи он назван последним, то есть он был младшим.
Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего три года, и к 1411 году у Андрея уже появились собственные помощники и ученики, к тому времени у него уже полностью сформировался свой индивидуальный стиль написания икон и фресок.
До нашего времени сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России. Произведение входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1420-х годах Андрей упоминается в третий раз: с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—1427 годах он создал свой шедевр — «Троицу».

16.07 Журавлевка Рублев2
Здесь он создал иконы иконостаса Троицкого собора. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — признанный шедевр во всем мире — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. До недавнего времени произведение хранилось в Третьяковской галерее. В мае 2023 года «Троица» была возвращена Русской православной церкви. С 4 июня 2023 года образ выставили для общенародного поклонения в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве.

Помимо росписи икон и фресок, Андрей Рублев иллюстрировал церковные книги. Он создал несколько рисунков к Евангелию Хитрово: его назвали так по имени владельца, боярина Богдана Хитрово.16.07 Журавлевка Рублев4 Рукопись конца XIV века была украшена не только изображениями Христа, Девы Марии и апостолов, но и рисованными заставками, инициалами в виде животных. Рублев написал для неё миниатюры апостолов-евангелистов — Луки, Марка, Иоанна и Матфея. На отдельных листах он изобразил и символы евангелистов: быка, льва, орла и ангела. До того в русских Евангелиях эти символы не помещали на отдельных страницах: их вплетали в орнамент, окружавший текст, или делали их частью других иллюстраций. До начала ХХ века Евангелие Хитрово, помещенное в богатый оклад, хранилось в Троице-Сергиевой лавре, затем его передали Российской государственной библиотеке.
Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года или 29 января 1430 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою четвёртую известную по летописям работу — фрески Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).

В 1551 году на Стоглавом соборе иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания.

Иконописец Андрей Рублёв глубоко почитается Русской православной церковью. И в год тысячелетия Крещения Руси (1988) Андрей Рублев был причислен к лику святых Русской православной церковью, членом которой он был и вместе с которой силой своего таланта всю жизнь славил Бога. По православному календарю память святому совершается три раза в год:
17 июля — преставление преподобного Андрея (Рублева) Московского, иконописца.

19 июля — память преподобного Андрея (Рублева) Московского в Соборе Радонежских святых.

В неделю перед 8 сентября — память преподобного Андрея (Рублева) Московского в Соборе Московских святых.

В 1947 году в стенах Спасо-Андроникова монастыря был создан Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Для посещений он был открыт в 1960 году. Тот год ЮНЕСКО объявила годом шестисотлетнего юбилея живописца. Коллекция состоит из более чем тринадцати тысяч икон XII–XX веков, фресок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, предметов медного художественного литья, шитья, изразцов, а также археологических находок.

16.07 Журавлевка Рублев3В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и останки, которые с большой вероятностью являются останками Андрея Рублёва и Даниила Чёрного.
В 2011 году у стен Андроникова монастыря благодаря попечению фонда имени Андрея Рублева была построена и освящена каменная четырехугольная часовня Троицы. Внутри неё находится флорентийская мозаика рублевской «Святой Троицы». Её создавал итальянский художник Марио Антонуччи по древней флорентийской технологии из драгоценных и полудрагоценных камней с элементами золочения.

В XX веке была проделана колоссальная работа по изучению биографии иконописца, поиску произведений и их реставрации. Всё это привело к формированию Рублева-легенды, образ которого постарался выразить режиссер Андрей Тарковский в 1966 году в фильме «Андрей Рублёв». Авторы (сценарий был написан в соавторстве с Андреем Кончаловским) хотели воссоздать внутренний мир великого художника. Премьера фильма состоялась в рамках единственного показа в Доме кино в Москве, но картина не получила одобрение советской цензуры. В кинотеатрах фильм впервые показали в 1971 году в сильно сокращенном варианте и лишь в перестроечные годы на экраны вышла полная версия «Андрея Рублёва».

© 2025 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.