В наши дни звезды не упускают случая упомянуть о своих именитых предках и пытаются найти дворянские корни даже там, где их не было, а во времена СССР правду об аристократическом происхождении приходилось умалчивать. Многие советские актеры играли роли выходцев из народа не только в кино, но и в жизни, чтобы избежать трагических последствий.
Долгие годы он был вынужден жить под завесой тайны. Держал под строжайшим секретом многие факты своей жизни, умалчивая о них даже в кругу самых близких. В его драматичной судьбе популярность и признание прочной нитью сплелись с трагедиями и лишениями. Он научился быть молчаливым. Возможно, от этой вынужденной привычки молчать так выразительны были его глаза.
Актер Петр Вельяминов, известный по фильмам «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Пираты ХХ века», появился на свет в 1926 г. в семье потомственного военного из древнейшего дворянского рода Вельяминовых.
Предки из рода Вельяминовых – все личности незаурядные. Начиная с основателя родословной – племянника норвежского конунга, который привёл дружину на службу к Ярославу Мудрому. Другой предок был ближайшим сподвижником Дмитрия Донского. А на Земском соборе 1613 года, собравшемся для избрания нового царя, Вельяминовы были в числе претендентов на престол наряду с Романовыми. В роду Вельяминовых оказался даже человек, причисленный к лику святых – Преподобный Кирилл Белозёрский, основатель монастыря Пречистой Богородицы…
Предки актера участвовали во всех войнах, от Куликовской битвы до Первой мировой. Портрет деда актера, Ивана Александровича Вельяминова, можно увидеть в Эрмитаже, в зале героев войны 1812 г. Отец актера, Сергей Петрович Вельяминов, окончив кадетский корпус и юнкерское училище, воевал на фронтах Первой мировой войны, а в 1918 г. вступил в Красную армию. В 1930 г. его арестовали и дали 10 лет лагерей. Через 5 лет его освободили досрочно, а позже он принял участие в Великой Отечественной войн.
Но принадлежность к роду Вельяминовых сослужила Петру Сергеевичу не слишком хорошую службу: он собирался пойти по стопам своих славных предков и готовился к поступлению в военно-морское училище, но из-за своего происхождения и репрессированного отца был арестован и обвинен в участии в «антисоветской организации «Возрождение России». 10 месяцев он провел в Лубянской тюрьме, а затем был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ. По словам драматурга В. С. Фрида, находившегося под следствием в Лубянской тюрьме одновременно с отцом Вельяминова, 17-летний Пётр был арестован по одному делу с отцом — бывшим царским офицером. В лагере до Петра Сергеевича дошла весть об аресте матери. Он был так потрясён известием, что вскрыл себе вены, однако юношу удалось спасти.
В 1952 году был освобождён. Всего в лагере провёл 9 лет и 9 дней. После освобождения из лагерей три года проработал в Абакане на лесосплаве.
"Я — счастливый человек, потому что тяжёлая ситуация не сломила меня. До 50-х годов в лагерях не было разделения на уголовников, дезертиров и политических. Но так получилось, что рядом со мной всегда оказывался человек, который меня спасал. Когда я попал на Урале на строительство гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников, я уже окончательно обессилел — весил 47 килограммов. С дистрофией меня поместили в лазарет. Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, её дочь училась со мной в одной школе. Благодаря этой женщине я тогда и выжил.
Я работал на лесосплаве, бригадиром плотников, нормировщиком. Нормировщик Кармазин, который «держал» в лагере весь механический завод, говорил мне: «Ну, чего ты пойдёшь в этот джаз? Песенки петь "До свиданья, мама, не горюй"? Занимайся этой профессией, и ты будешь сыт и пьян». Но я ушёл в оркестр, который сопровождал заключённых на работу, играл на барабане. Музыкальное образование имелось — четыре года музыкальной школы по классу скрипки", - вспоминал он впоследствии.
Играть он начал в самодеятельности, где пел, читал стихи, а также исполнил свою первую роль — Максима Кошкина в «Любови Яровой».
А в 1951 году в спектакле по пьесе Симонова "Русский вопрос" Вельяминов так впечатлил лагерное начальство, что ему в порядке поощрения сократили срок. На 193 дня...
С 1952 года — актёр драматического театра в Абакане, с 1955 года — Тюменского областного драматического театра. Работал также в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново, Перми и Свердловска. Именно в Свердловском театре Петра Вельяминова увидели Валерий Усков и Владимир Краснопольский и пригласили сниматься в многосерийной ленте «Тени исчезают в полдень» в роли председателя колхоза Захара Большакова.
В 1972 году после успеха фильма «Тени исчезают в полдень», Пётр Вельяминов переехал в Москву и пришёл в труппу театра «Современник», в котором Вельяминов сыграл в первом режиссёрском спектакле Г. Б. Волчек «Восхождение на Фудзияму» и многих других постановках. В 1974 году перешёл в Театр-студию киноактёра.
Несмотря на всенародное признание через кино, власти не забывали о прошлом актёра. Так, в 1979 году его не пустили во Францию с делегацией, которая везла туда фильм «Тени исчезают в полдень». В 1983 году актёра реабилитировали.
Среди других известных работ актера - Поликарп Кружилин в сериале «Вечный зов», Николай Егорович Кушаков в ленте «Сладкая женщина», капитан Иван Ильич в культовом советском боевике «Пираты XX века», князь Владимир в историческом фильме «Ярослав Мудрый», Глеб Артемьевич Самсонов в криминальной картине «Сувенир для прокурора», Игнатов в политическом детективе «Серые волки».
Петр Вельяминов в фильме "Пираты XX века"
Последние годы
В 1990 году стал действительным членом Российского дворянского собрания, получив диплом № 20. В 1994—1997 годах был вице-предводителем Санкт-Петербургского Дворянского собрания, а в мае 1995 г. возглавлял делегацию Санкт-Петербургского Дворянского Собрания на IV Всероссийском дворянском съезде.
В 1995 году Пётр Вельяминов вступил в петербургскую масонскую ложу «Астрея» № 3 (ВЛР). К сожалению, о его участии в собраниях ложи «Астрея» известно мало. Известно, что Пётр Вельяминов сумел дойти до второй степени — подмастерья. Информация о том, как долго пребывал он в ложе также не сохранилась.
С 1995 жил и работал в Санкт-Петербурге, играя в Санкт-Петербургском академическом театре комедии имени Н. П. Акимова. Преподавал в Балтийском институте экологии, политики и права на кафедре актёрского мастерства театрального факультета.
Актёр много читал, любил проводить свободное время на природе, являлся попечителем строительства приюта для бездомных животных в Санкт-Петербурге.
Кавалер народного ордена «Созидатель Петербурга» (2002), обладатель титула «Человек года» (2002).
Умер от пневмонии 14 июня 2009 года в Санкт-Петербурге, прожив 83 года. 17 июня 2009 года в Санкт-Петербургском театре комедии состоялось прощание с актёром, в тот же день он был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Пусть лик далёкого предка оберегает покой достойного продолжателя древнейшего русского рода – Народного артиста России Петра Сергеевича Вельяминова – человека, вынужденного большую часть жизни прожить под грифом "секретно"…Пусть лик далёкого предка оберегает покой достойного продолжателя древнейшего русского рода – Народного артиста России Петра Сергеевича Вельяминова – человека, вынужденного большую часть жизни прожить под грифом "секретно"…
Гладченко Г. И.
с. Хлеборобное