ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

230 лет назад, 15 января 1795 года, родился Александр Сергеевич Грибоедов, автор одной гениальной комедии и главный герой не менее яркой судьбы.

20250115 грибоедовИ мать, и отец автора «Горя от ума» принадлежали к разным ветвям одного рода – Грибоедовых. Только Анастасия Фёдоровна происходила из богатой, а Сергей Иванович – из захудалой семьи. Неудивительно, что мать в семье верховодила. Отца – отставного секунд-майора – всерьёз интересовала только карточная игра… Высшим авторитетом в их доме считался брат матери, Алексей Фёдорович Грибоедов – образцовый помещик и светский лев, которого будущий писатель невзлюбил с ранних лет. Дядя стал для него символом великосветской бессмыслицы, которую Александр ненавидел. Если нужно было «приложиться к ручке» какой-нибудь знатной дамы – он предпочитал сказаться больным.
Дом Грибоедовых славился музыкальными вечерами. Александр с раннего детства считался талантливым музыкантом и композитором-импровизатором. Это увлечение он сохранил на всю жизнь. К сожалению, к записи своих музыкальных сочинений он относился небрежно, зато те два вальса, которые остались от Грибоедова-композитора, исполняются и в наше время.
Он удивлял воспитателей своей глубокой сосредоточенностью и даже ранней мудростью. В наше время Грибоедова непременно назвали бы вундеркиндом. И в Благородном пансионе, и в Московском университете он был на несколько лет моложе однокашников, но учился без натуги и выделялся блестящими знаниями. Еще юношей Грибоедов свободно владел французским, английским, немецким и итальянским, понимал латынь и греческий, позже выучил несколько восточных языков.
На кафедре в те годы царил Алексей Мерзляков – знаток риторики и поэзии, стихотворец и оратор, от которого, говоря по чести, частенько разило ромом. Его еще мальчишкой приметила императрица Екатерина. Мерзляков слагал ей оды, а прославился песнями в народном духе, одна из которых – «Среди долины ровныя» – известна и в наше время. В те годы почтенный профессор считался литературным старовером: он восхищался Ломоносовым и Державиным, к новой волне в русской поэзии относился не без раздражения. Грибоедову мерзляковский консерватизм во многом оказался близок.
В то время кумиром читающей публики был молодой поэт и драматург Владислав Озеров и не было в Петербурге более популярного зрелища, чем его романтическая трагедия «Димитрий Донской». Грибоедов высмеивал эту моду и даже написал пародийную драму «Дмитрий Дрянской», в которой не пощадил модные романтические увлечения тогдашних театралов.

Корнет и дуэлянт

Как только армия Наполеона перешла Неман – Грибоедов добровольцем встал в воинский строй. Его приняли корнетом в ополченческий Московский гусарский полк, который формировал на свои средства граф Пётр Салтыков – внук знаменитого фельдмаршала, героя Семилетней войны. Принять участие в боевых действиях Грибоедову не удалось: вплоть до взятия Парижа русскими войсками он состоял в кавалерийском резерве. Там он сдружился с Александром Алябьевым – офицером иркутского полка и замечательным музыкантом. В последние месяцы войны Грибоедов служил при штабе генерала Андрея Кологривова, с которым надолго сохранил добрые отношения. Как только войны отгремели – Грибоедов уволился из армии. Сменил гусарский ментик на мундир министерства иностранных дел – чтобы служить, а не прислуживаться. И служить «не лицу, а Отечеству».
Молодой дипломат поселился в столице. В кругу литераторов и артистов к нему относились почти восторженно, хотя ничего значимого к тому времени Грибоедов не написал… Актер Петр Каратыгин однажды подивился: «Сколько Бог вам дал талантов! Вы поэт, музыкант, ученый, к тому же, были лихим кавалеристом!» Грибоедов ответил на комплимент саркастически: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего».
Во время «литературной войны» между карамзинистами и сторонниками министра просвещения Александра Шишкова молодой Грибоедов не примыкал ни к кому. Посмеивался и над прогрессистами, и над консерваторами. Единомышленника и соавтора он нашел в Павле Катенине, который к тому времени успел прославиться переводами из Гёте и Шиллера.
Держался Грибоедов несколько заносчиво, в молодые годы не избегал салонной круговерти. Был горяч. «Он не мог и не хотел скрывать насмешки над подслащённой и самодовольной тупостью, ни презрения к низкой искательности, ни негодования при виде счастливого порока. Кровь сердца всегда играла у него на лице», – вспоминал Александр Бестужев.
И с такими замашками Грибоедов вошёл в сонм поклонников балерины Авдотьи Истоминой – той самой, о которой Пушкин писал: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна».
Грибоедов не претендовал на сердце танцовщицы, но его забавлял любовный многоугольник, который выстраивался вокруг неё. С этим увлечением связана самая известная дуэльная история Грибоедова. Именно он однажды после спектакля привез балерину на квартиру своего приятеля Александра Завадовского, где она провела двое суток. Этот визит привел в ярость записного ухажера Истоминой Василия Шереметева. По законам благородного общества, им оставалось одно – поединок. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, Шереметева – известный бретер, корнет лейб-уланского полка Александр Якубович, по определению современника – «храброе и буйное животное». Причем после первого поединка должна была состояться и дуэль секундантов… Но Завадовский пристрелил Шереметева. Увидев, что их товарищ смертельно ранен, секунданты отложили свою схватку.
С Якубовичем они встретились в Тифлисе. Там, «на холмах Грузии», и стрелялись.
Сведения об этой дуэли разноречивы – как это всегда и бывает в подобных случаях. Но, скорее всего, у обоих имелись серьезные намерения. Якубович стрелял первым. Грибоедов отделался ранением в руку. Сам он целил обидчику в голову – и едва не попал. С тех пор раздробленный мизинец мешал Грибоедову музицировать, и он заказал специальный чехол, который надевал на покалеченную руку, чтобы по-прежнему играть на фортепьянах.

Горе от ума
20250115 грибоедов2«Чем просвещеннее человек, тем полезнее он Отечеству», – говорил Грибоедов. И старался следовать этой максиме. Когда ему предложили занять вакансию посольского секретаря в Персии – он незамедлительно согласился. Там, за три года, в совершенстве изучил фарси и даже научился слагать недурные стихи на языке Хайяма. Но главное – именно там он написал «Горе от ума». Комедия с московским колоритом впервые привиделась ему в стране Саади, в беседке, во время дневного сна в саду. Впрочем, возможно, это легенда. Есть свидетельства, что он замыслил нечто подобное «Горю» еще в 1812 году или чуть позже.
Но в Тифлисе и в Персии у поэта быстро сложилась галерея характеров. Сам Грибоедов так объяснял Катенину план своего «Горя»: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку… и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим… Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют… он ей и всем наплевал в глаза и был таков». Эта пьеса и в наше время остаётся загадкой, которую каждый режиссер, каждый актер, да и читатель пытается раскрыть по-своему. Сатирическая комедия и психологическая драма в одном клубке. Усмешка пополам со страданием, сарказм, перемешанный с исповедью. Ведь «горе от ума» и «мильон терзаний» – это то, из чего состояла жизнь самого Грибоедова.
Он прочитал в лицах свою комедию самому популярному русскому поэту того времени – Ивану Крылову. Старик выслушал всю пиесу не перебивая, но в финале махнул рукой: «Цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила». Крылов – сам служивший цензором – не ошибся. Грибоедову так и не удалось ни опубликовать полный текст комедии, ни увидеть её на сцене. И всё-таки он познал сладость писательской славы: количество рукописных копий «Горя» превышало тираж любого тогдашнего литературного журнала. А Пушкин первым заметил, что половина строк грибоедовской комедии «должны войти в пословицу».
Ни один литературный разговор в те годы не обходился без цитат из Грибоедова. А он всё чаще ощущал себя белой вороной. Его тянуло подальше от светской суматохи – туда, где ощущался русский дух. «Только в храмах Божиих собираются русские люди, думают и молятся по-русски. В русской церкви я – в отечестве, в России!» – признавался Грибоедов. Мало кто из его ровесников в те годы испытывал подобные чувства.
Грибоедов, к ужасу вольнолюбивого общества, дружил с Фаддеем Булгариным – ярым «охранителем» и заклятым врагом литераторов пушкинского круга. Именно Булгарину удалось опубликовать отрывки из «Горя от ума» в альманахе «Русская талия». Ему же Грибоедов оставил свою комедию «в полную собственность», в последний раз отбывая в Персию.
После «Горя» он прожил девять лет, но так и остался классическим автором одной книги. Куда-то исчезла легкость стиха, не уступавшая крыловским басням. Исчезли крылатые выражения. Даже в грибоедовских письмах маловато литературного блеска. Ума, иронии, прозрений там в избытке, но стиль тяжеловесен, далек от ювелирной огранки. Это скорее эпистолии политика, который интересовался изящной словесностью, чем поэта, ставшего дипломатом. Да и его стихи – что ранние, что поздние – не идут ни в какое сравнение с «Горем». Творческое бессилие угнетало его: «Ну вот, почти три месяца я провел в Тавриде, а результат нуль. Ничего не написал. Не слишком ли я от себя требую? Умею ли писать? Право, для меня все еще загадка. Что у меня с избытком найдется, что сказать, – за это ручаюсь. Отчего же я нем? Нем, как гроб!»
Замыслы были. И главный из них – пьеса о 1812 годе, абсолютно непохожая на «Горе от ума». Он хотел написать настоящую патетическую трагедию – панегирик русской воинской славе. Действие начиналось на Красной площади и в Кремле. В Архангельском соборе «возникают тени давно усопших исполинов – Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра». Далее – пожар Москвы и отступление Бонапарта… Воплотить столь размашистый план так и не удалось.

От тюрьмы до ордена

После декабрьского восстания Грибоедов оказался под следствием. Его имя неосторожно упомянул на допросе Сергей Трубецкой. Почти полгода Грибоедову пришлось провести в заключении. Говорят, что надсмотрщики – по сходной цене – частенько выпускали его из затвора, чтобы подозреваемый мог от души поужинать и поиграть на рояле.
В те дни за Грибоедова хлопотал генерал Алексей Ермолов, у которого автор «Горя от ума» служил адъютантом «по дипломатической части». В итоге его – одного из крайне немногих – выпустили на волю с «очистительным аттестатом» и даже повысили в чине. Грибоедов действительно не имел отношения к восстанию, хотя дружил со многими декабристами. «Благородный образ мыслей, откровенность и чистота всех дел его и помыслов снискали ему милостивое внимание правосудного и великодушного монарха», – высокопарно рассказывал Фаддей Булгарин о встрече Грибоедова с простившим его царём.
В своей комедии Грибоедов написал злую карикатуру на «солдафонов» – полковника Скалозуба, но военные относились к нему благодушно. Даже не слывший интеллектуалом Иван Паскевич, в котором многие примечали скалозубовские замашки. Он считал Грибоедова человеком «редких способностей» и доверял ему почти безоглядно.
После победной для России Персидской войны Паскевич вёл мирные переговоры с представителями шаха. Грибоедов был его правой рукой. Он не только составил все параграфы договора, но и вёл протоколы переговоров, постоянно вносил коррективы в текст трактата, отвоёвывая у персов позицию за позицией.
10 (22) февраля 1828 года в Туркманчае, под Тебризом, стороны подписали договор. Новая граница между Россией и Персией устанавливалась по реке Аракс. К России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства, а также крепость Аббас-Абад. Кроме того, подтверждалось исключительное право России держать военный флот на Каспии. Особой гордостью Грибоедова была высокая контрибуция – 20 миллионов рублей серебром, – которую шах обязывался выплатить Петербургу. Одновременно дипломаты подписали «Акт о торговле», защищавший права русских купцов на всей территории Ирана. Это был бесспорный триумф России.
Паскевич предоставил Грибоедову честь «поднести договор» императору, прекрасно понимая, что за этим последует щедрая награда. И Николай I по достоинству оценил заслуги «вестника богов»: пожаловал ему чин статского советника, орден Святой Анны 2-й степени, «алмазами украшенный», и четыре тысячи червонцев. Вручили дипломату и медаль «За Персидскую войну», о которой Грибоедов говорил, что она «во 100 раз дороже Анны». В одночасье он стал влиятельным политиком.
Всё-таки напрасно в Паскевиче видели прототип полковника Скалозуба. Этого героя Грибоедов откровенно презирал, а с графом Эриванским сработался.

Погибший на чужбине

Триумфатор вернулся в Персию в ранге посла и молодого супруга. Незадолго до этого, в Тифлисе, неприступный Грибоедов в первый и последний раз в жизни сдался без боя – юной княжне Нине Чавчавадзе. Они обвенчались в древнем соборе Сиони.
Подданные шаха воспринимали Туркманчайский мир как национальную катастрофу, и могущественных недругов у Грибоедова в Тегеране было немало. Россия как раз вступила в войну с Турцией – и персы надеялись уклониться от исполнения договора, воспользовавшись запутанной международной ситуацией. Часть контрибуции они намеревались выплатить не звонкой монетой, а шёлком – но Грибоедов получил из Петербурга чёткое предписание: бороться за каждый рубль. И был непреклонен. Главным противником Грибоедова в Персии был Аллаяр-хан, опальный министр, пытавшийся вернуть утраченное влияние, манипулируя религиозными чувствами соотечественников.
Под его влиянием богословы настраивали обывателей против русских, называли Грибоедова завоевателем и виновником новых налогов, которые тяжким бременем легли на персов. Кроме того, Грибоедова обвиняли в укрывательстве «неверных». Он действительно – в соответствии с туркманчайскими предписаниями – скрывал нескольких армян на территории посольства, чтобы переправить их в Россию. 30 января 1829 года духовные власти объявили русским священную войну. К дому русской миссии направилась разгоряченная толпа. Начался кровавый погром. В тот день погибли все сотрудники русского посольства, кроме одного, самого осторожного – Ивана Мальцова. Он предлагал спасение и Грибоедову, нужно было только воспользоваться подземным ходом. Но посол ответил горделиво: «Русский дворянин в прятки не играет». Он всегда держал шпагу ближе к ладони, больше всего боялся бесчестия и погиб как солдат, защищая знамёна своей империи.

© 2025 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.