В 2020 году исполнилось 450 лет со дня призыва царем всея Руси Иоанном IV (Грозным) донских казаков на государственную службу: именно в этот день (3 января по старому стилю) в 1570 году он прислал «на Донец Северской атаманам казатцким и казакам всем без отмены» с послом И.П.Новосильцевым жалованную грамоту о военной помощи, в которой повелел донскому атаману проводить царского посла, направлявшегося в Турцию, до донских зимовищ у Аксайского устья. В грамоте говорилось: «…тем бы вы нам послужили, а мы вас за вашу службу жаловать хотим». Этот момент считают днем официального образования Войска Донского.
В 450-ю годовщину в свет выйдет монография – трехтомный научный труд – «История Донского казачества»
Донское казачество – старейшее в России. На протяжении 450 лет казаки создавали летопись, наполненную важными историческими событиями: участием в военных кампаниях, освоением новых территорий, охраной границ. И все это время они сохраняли и приумножали традиции своих предков. В современном мире донские казаки продолжают путь предшествующих поколений – воспитывают молодежь и служат России.
Старшинство Войска Донского: 448 лет насчитывает официальная история донского казачьего воинства.
16 января (3 января по ст. стилю) 1570 года, считаясь с возросшей военной силой казаков, Иван Грозный направил грамоту казакам, жившим на реке Северский Донец, в которой обещал «жаловать их за службу». Первой службой казаков было сопровождение русского посольства в его поездках до турецкого в то время Азова и обратно. Именно с этого времени началась официальная история первого в Российском государстве Донского казачьего войска.
Исследователи казачьей истории (и дореволюционные, и советские) рассматривали дату 3 января 1570 г. как некую точку отсчета в истории Войска Донского. Исследователь В. М. Пудавов в 1890г. писал: "…когда же Иоанн IV..., сколько известно по сохранившимся в актах упоминаниям стал писать к донцам грамоты от своего царского имени..., тогда союз донских станиц облекся в войсковое (корпоративное) достоинство политического значения...".
Советский военный историк Е. А. Разин заключил, что в 1570г. "…казачьи юрты объединились в Великое Войско Донское, представляющее собой военную общину, насчитывающее в различное время от 5 000 до 20 000 человек". Вместе с тем, как точно отметил историк С. М. Соловьев, казаки выполняли в Диком поле две важные для Москвы функции - "противодействие хищным азиатцам" и «помощь дипломатическим миссиям».
Без казаков влияние Москвы в Диком поле было бы незначительным. Московские государи были готовы всемерно поддерживать казачьи военные мероприятия, проходившие в русле их политики. Но московским дипломатам было очевидно, что не будь строптивых казаков в Диком поле, опустошительные набеги, наподобие татарского похода 1571 года, захлестнули бы Россию. А потому казаков были готовы "жаловать" за верную службу. В то же время, донские казаки также заинтересованы в сильном союзнике в своей перманентной степной войне. Донские казаки с этих пор участвовали с царскими войсками во всех войнах.
По первому зову донские казаки становились в строй защитников Отечества. Так было со времен Полтавской битвы (1709 г.). А первые упоминания участия донских казаков в сражениях против неприятеля относятся к Куликовской битве (1380 г.). Считается, что донцы тогда преподнесли в дар на воинское счастье московскому князю Дмитрию Ивановичу Донскую икону Божией Матери. А в заключительный и решающий момент битвы отряд казаков нанес удар по противнику, что предопределило победу русских воинов.
Главным центром казаков поначалу были Раздоры, первое упоминание о которых относится к 1571 году.
В период Смутного времени казачество было неоднородным, но большинство казачьих отрядов вместе с войсками Минина и Пожарского воевали против польских интервентов, в 1612 году участвовали в освобождении Москвы от вражеских войск.
В начале 1613 года в Москву на «Собор всей русской земли» вместе с представителями других сословий прибыла группа донских казаков под предводительством атамана Межакова. Вокруг кандидатур будущего русского царя разгорелись жаркие споры. Решающим в пользу Михаила Романова стало слово донской делегации.
18 марта 1614 года царь Михаил Романов прислал на Дон казакам первое знамя, «с чем против недругов стоять и на них ходить», в благодарность за заслуги казаков по освобождению России от самозванцев и поляков.
За спасение жизни русских послов, охрану и сопровождение посольства на обратном пути из Константинополя в Москву царь Михаил Романов жаловал казаков 27 августа 1644 года похвальной грамотой и вторым по счету знаменем.
Причиной переноса «Главного войска» из Раздор в Черкасский городок стало то, что Раздоры к тому времени уже не подходили для «стольного города» - он был удален от Азовского моря, подъезды и подходы к нему были затруднены Доном и Донцом.
Постепенно произошел перенос столицы донского казачества из Раздор в Монастырский городок. Он был ближе в устье Дона и Азовскому морю, а взятие Азовской крепости было давней мечтой казаков.
Доподлинно известна дата основания Черкасска как столицы Войска Донского – 30 апреля 1644 года. С тех пор и до весны 1805 года, то есть, в течение 161 года Черкасский городок являлся бессменной столицей донского казачества. Именно с этого времени Дон прочно воссоединился с Россией и царь стал обращаться в грамотах к «нашему Донскому войску». Единение с государством произошло по желанию казаков. Они по своей воле ограничили собственную свободу, зато обрели большую силу.
После того, как казаки отбили очередное нападение крымских татар на новую столицу, новый русский царь Алексей Михайлович послал «нашему Донскому Войску, атаманам и казакам, нашего царского величества знамя взамен прежнего, сгоревшего в 1643 году вместе с Монастырским городком. На знамени был вышит Георгий Победоносец и российский герб – двуглавый орел. С этого времени и турецкий султан признал включение Дона в состав России.
Неувядаемой славой донские казаки в союзе с запорожскими казаками покрыли себя в период Азовского осадного сидения в 1641 году, когда они в течение длительного времени сдерживали натиск многократно превосходившего турецкого войска.
Далее наиболее значимыми этапами были: формирование казачьей команды Петербургского легиона и пятисотенного Войска Донского Атаманского Полка в 1769-1775 годах, основание Донской казачьей артиллерии в 1797 году. Через год после этого состоялось выделение казаков в самостоятельный полк, а их чины уподобились армейским. Тогда же состоялось приравнивание жалования казаков к оплатам соответствующих чинов.
В 1798–1800 годах старшины казаков получили такие же права, как и русское дворянство, и обзавелись крепостными. Состоялись следующие нововведения:
введение 30-летнего срока военной службы;
определение войскового комплекта;
введение должности войскового старшины как помощника полкового командира, его заместителя;
разделение одежды на военную и повседневную домашнюю.
Нововведение 1835 года предусматривало каждому казаку пай в размере 30 десятин. Но уже в 1916-м этот размер был сокращен до 11, а удобная земля составляла всего 9,8 десятины земли. В начале ХХ века больше половины казацких семей были вынуждены сдать в аренду эти наделы, для того чтобы оплатить долги за военное снаряжение.
После реформы 1835 года на военных и гражданских разделились все казаки. Область Войска Донского ожидали следующие перемены:
перевооружение;
раздел войсковой территории;
обязательная воинская повинность мужского населения с 18 до 43 лет;
запрет поселения на территории войска посторонних людей;
превращение казачества в замкнутое сословие с пожизненной принадлежностью к нему;
утверждение нового войскового комплекта.
В 1874 году состоялось утверждение нового штата внутреннего управления. Он состоял из войскового штаба, управления отдельными военными отделами и артиллерии. 1875 год – введение официального названия Области Войска Донского. В этом же году произошло сокращение срока военной службы до 20 лет.
Во время царствования Александра III к Донецкому округу Области Войска Донского были присоединены градоначальства Таганрога и Ростовского уезда. Из них сделали новые гражданские округа. В этом же году произошло упразднение должностей атаманов отделов.
Февральская революция 1917 года способствовала образованию Донского войскового правительства. Его главой стал атаман А. М. Каледин. Оно противостояло возникновению Советов. В 1918 году состоялось образование Донской Советской республики, где постоянно вспыхивали антисоветские восстания. В 1920 году Донское казачье войско прекратило существовать. В 90-е годы ХХ века в целях возрождения донских казачьих традиций и обычаев создано войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское».
Продолжая традиции предков, современные донские казаки приняли решение встать на государственную службу.
Сегодня войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» внесено в государственный реестр решением Главного управления казачьих войск при Президенте РФ от 13 июня 1997 года. Выдано соответствующее свидетельство № 13 от 1 июля 1997 года. Учредительный Круг Войска Донского прошел в ноябре 1996 года. Устав Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» утвержден Указом Президента РФ. Новый Устав войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 205 от 10 мая 2011 года и 18 октября 2012 года выдано новое свидетельство о внесении в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
И сегодня казаки Войска Донского могут гордиться славными делами. В их числе – мемориальные и исторические мероприятия военно-патриотической направленности, возрождение казачьего образования, традиции проведения молодежных слетов, спортивные соревнования.
Важной вехой в становлении и развитии казачества стало создание на Дону системы непрерывного казачьего образования. Изучение казачьего компонента начинается с казачьего детского сада, затем продолжается в казачьих общеобразовательных школах и в казачьих учреждениях дополнительного образования, казачьих кадетских корпусах и профессиональных образовательных учреждениях и двух вузах.
Словом, у казаков Войска Донского сегодня впереди планы и перспективные проекты, цель которых: возрождение и развитие многовековых казачьих традиций.