Сияешь золотом сокровищ,
Собраньем старых мастеров,
И славой рыцарских побоищ,
Триумфом русских городов.
Самый большой, величайший, лучший, один из самых известных и популярных музеев мира— всё это об Эрмитаже.
Говорят, чтобы без суеты полюбоваться всеми его экспонатами музейного комплекса, уйдет целых 10 лет. А чтобы просто обойти их, надо прошагать 24 километра. Неудивительно: ведь Эрмитаж располагается в шести основных зданиях, а в его коллекции около 3 миллионов произведений искусства.
Начинал строиться Эрмитаж с Зимнего дворца, предназначенного для императрицы Елизаветы Петровны. В основу лег проект известного архитектора Растрелли. Однако полноправной хозяйкой здания через несколько лет стала взошедшая на трон Екатерина Великая. Она же и начала собирать во дворце произведения искусства. 1764 год, когда императрица приобрела первую большую коллекцию картин, считается временем основания музея. Кстати, именно Екатерина II дала ему название. Личные покои, в которых она любовалась произведениями искусства, она называла на французский манер. «Эрмитаж» в переводе с этого языка означает «моё уединение».
День своего основания музей празднует 7 декабря - в день Святой Екатерины.
Несмотря на то, что "от рождения" он был императорским музеем, и российские монархи бережно заботились о его коллекциях, даже всемогущество царей не могло обеспечить безоблачного существования музея. На жизнь Эрмитажа всё время влияли внешние факторы — природные, исторические, человеческие и техногенные.
Наиболее опасным и агрессивным врагом Эрмитажа оказалась стихия: за 2,5 века своей истории музей в буквальном смысле прошел испытания огнем и водой. За быстрое преображение после пожара Эрмитаж сравнивали с птицей Феникс.
Комплексу зданий Эрмитажа, построенному у самой Невы, неоднократно досаждала водная стихия. Выходя из берегов, река затапливала дворцовые подвалы, покушалась на первый этаж. Сохранились, например, воспоминания о том, как во время наводнения 18 ноября 1824 года Дворцовая площадь с Невой составили единое огромное озеро, посреди которого «плыл» Зимний дворец - в него отчаянно бились волны, ветер срывал с крыши металлические листы, бил стекла. На здании Нового Эрмитажа до сих пор сохранилась мраморная табличка с указанием уровня воды 1824 года.
Огненная стихия оказалась не менее безжалостной, чем водная. В результате пожара 1837 года, бушевавшего в Зимнем дворце в течение трех дней с 17 по 19 декабря, были уничтожены практически все интерьеры царской резиденции.Огонь охватил весь верхний этаж здания, перекидываясь из одного помещения в другое. Петербург, и по мере того как яркие его разливы ширились над городом, в воздухе несся с конца на конец страшный гул невероятной речи: Зимний дворец горит!".
Тем временем, около Александровской колонны высилась гора ценностей, вынесенных из пожара. «Ничто не пропало - от драгоценностей до вещей самых ничтожных, от огромных предметов до лоскута бумаги", - писал Башуцкий в своем труде 1839 года "Возобновление Зимнего дворца". Но ущерб зданию был огромен. От великолепных интерьеров остались лишь голые стены, искореженные железные прутья и мусор. Потом этот мусор вывозили на Петровский остров на 120 судах.
Николай I пожелал, чтобы залы Главной парадной и Невской анфилад зимнего дворца были воссозданы в прежнем виде. Беспрецедентные по масштабу восстановительные работы в царской резиденции были выполнены всего за год с небольшим. В них участвовали более 8 тыс. рабочих.
Настоящим стихийным бедствием для коллекции произведений искусства могли стать мыши и крысы, если бы владельцы Эрмитажа и управляющие музеем вовремя не принимали меры.
На обилие грызунов в своих покоях, как известно, жаловалась еще Екатерина Великая. Именно она придала кошкам статус охранников картинных галерей. Но первые коты появились на территории Зимнего дворца ещё до неё.
Петр Великий привёз в свой Зимний дворец кота из Голландии. Еще одну партию кошек выписала из Казани его дочь, императрица Елизавета. Она издала указ "о высылке ко двору котов", в котором велела "сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей" и отправить в губернскую канцелярию.
Сейчас "кошачья гвардия" Эрмитажа не теряет своего значения. На службе в музее постоянно состоят более 50 котов, кошек и котят. Они живут в просторных подвалах Эрмитажа вольно, им предоставлена определенная свобода действий, но существуют некоторые ограничения — в залы с экспозицией животных не пускают. Эрмитажные кошки могут общаться с людьми во дворе Зимнего или гулять сами по себе, ведя почти дикий образ жизни. Главная их задача не допустить к экспонатам крыс.
Караваджо, Тициан, Рембрандт, Моне, Пикассо, Леонардо да Винчи, Рафаэль… Чтобы посмотреть на шедевры этих мастеров и насладиться роскошью дворцовых интерьеров, в Эрмитаж едут туристы со всего мира. Он находится в самом сердце Санкт-Петербурга, на берегу Невы.