ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

24 октября родился Михаил Тарковский — русский писатель и поэт. Родился в 1958 году в Москве в семье кинорежиссёра Александра Витальевича Гордона и лингвиста Марины Арсеньевны Тарковской.

 20241024 тарковский 1Выросший в интеллигентной московской среде, окруженный творческими людьми, он, тем не менее, с детства увлекался полевой зоологией — орнитологией, со школьных лет ездил в экспедиции (Тува, Иркутская обл., Красноярский край). В 1976 поступил в Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности география и биология. Закончив его (1981), 5 лет работал на Енисейской биостанции Института эволюционной морфологии и экологии животных (ИМЭЖ) АН СССР (Красноярский край, Туруханский р-н), занимался зимней экологией птиц, обследовал территорию будущего Центрально-Сибирского заповедника, проводил орнитологические обследования рек Елогуй, Подкаменная Тунгуска, Гольчихи (Таймыр).

В 1981 начал писать стихи, но нигде их не публиковал.
В 1986 поступил в Южно-Туруханский госпромхоз штатным охотником. В это же время стал студентом заочного отделения Литературного института им. А.М.Горького, семинар поэзии Б.Д.Цыбина (закончил в 1992). В 1995 взял свой охотничий участок в долгосрочную аренду. С тех пор место постоянного жительства писателя и охотника Тарковского — Красноярский край, Туруханский р-н, с.Бахта.20241024 тарковский 3Первая стихотворная публикация Тарковского — цикл «Письма в Москву» (Октябрь. 1987. №9) — была своеобразной поэтической рефлексией на сопоставление двух миров: городского и природного. Знакомство с обширным пространством Отечества от Дальнего Востока, Сибири до среднерусской провинции, с простыми людьми (охотниками и рыбаками), жизнь внутри природно-красивого (совершенного) мира навсегда определили творческие интересы писателя. Его интересует прежде всего человек, такой человек, для которого Родина — вся огромная страна. В это время его стихи печатают в альм. «День поэзии», «День и ночь», в ж. «Охота и охотничье хозяйство», «Знамя». В 1991 вышла первая книга Тарковского «Стихотворения».

С начала 1990-х Тарковский начинает писать прозу — рассказы и повести. Он продолжает отстаивать свою тему в литературе: рассказывает о том, почему любит енисейскую жизнь, о ее редкостной красоте, о людях, живущих трудной жизнью среди мощи природного мира. Первая публикация прозы Тарковского — рассказ «Васька» (Охота и охотничье хозяйство. 1993. №10). Тарковского много печатают в самых разных изданиях: журналах «Юность», «Согласие», «Литературная учеба», «Москва», «Наш современник», «Новый мир», «Октябрь», «Охота», «Россия», «Русская провинция», «Подъем», «Зов тайги», «Енисей», «Сибирская горница», «Северные просторы», «Русский дом», «Полярные горизонты», в интернет-журнале «Русский переплет», а так же в газетах: «Первое сентября», «Литературная газета», «Красноярский рабочий», «Красноярская неделя» и др. В своей прозе Тарковский рассказывает о крепкой связанности жизни людей и природы, о постоянной зависимости человека от дождей и ветра, от мороза и тепла. Тарковского радует полное отсутствие «зрителя» в сибирском бытии (т.е. жизни с оглядкой на моду, на чье-то похотение, на выгоду) и радует бескорыстие охотничьего бытия — повесть «Ветер» (Москва. 1995. №6), рассказ «Девятнадцать писем» (Москва. 1998. № 11).
20241024 тарковский 2

Этапным в творчестве писателя стала повесть «Таинственная влага жизни» (Наш современник. 1998. №10; в последующих изданиях по предложению В.Астафьева название изменено на «Стройка Иваныча»). В этой повести Тарковский рассказал о «чутком человеке», о его счастливом творческом труде не только рук, но и души. Такой труд дает покой и «правоту душе», которая все меньше известна нынешнему человеку, особенно городскому.
В.Астафьев охарактеризовал это произведение как: «Удивительная проза!» (Огонек. 1998. №9). Автор стал лауреатом литературной премии журнала «Наш современник», на его творчество обратили внимание критики. М.Ремизова в статье «Мужик и подонок» (Независимая газета. 1998. Нояб.) отмечала: «Эти страницы — настоящая поэма труда, несуетного мастерства, когда человек осуществляет свою главнейшую функцию — гармонического преобразования мира». «Народное лицо повести» заметили писатель С.Есин в своих «Дневниках» за 1999: «Все очень здорово, язык мощный и свежий, Сибирь, где только еще и остались страсти жизни и новое поколение, которое эту жизнь постепенно оставляет и сиротит»; критик П.Басинский: «Михаил Тарковский писатель от Бога. Его еще не заметили и не оценили в столичных литературных кругах. <...> и только осуждаемый прогрессивной общественностью "Наш современник" напечатал его превосходную повесть о мужике, который строил баню, но строил ее так, что глаз от текста не оторвешь!» (Литературная газета. 2000. 16-22 февр.).
В творчестве Тарковского нет явных следов лит. полемики между «почвенниками» и «западниками», «консерваторами» и «либералами» последнего десятилетия XX в. Но, вместе с тем, в литературных обзорах Тарковский назывался не раз среди тех, кто противостоит модернизму и постмодернизму своим сознательным следованием критериям и принципам реалистической художественной школы (Кокшенева К. «Элите захотелось портвеша»: [из дискуссии «Сумерки литературы: закат или рассвет?»] // Литературная газета. 2002. №11). Тарковский словно бы имеет «охранную грамоту» от своей сибирской земли, проживая в трудах среди солнца и снега, по распорядку самой природы, ее вечных законов, столь редко замечаемых в пылу лит. споров. Конечно, Тарковский пишет современные повести, держась столбовой дороги корневой русской литературы (среди повлиявших на его творческий мир писателей называет Бунина, Л.Толстого, Чехова, Астафьева); наследует традиции т.н. «деревенской прозы» XX в. «Есть русская литература,— говорит писатель,— она деревенская, потому что деревня — соль России. Она порой и пьяная, и разоренная, а порой и полная сил и готовая к возрождению. Именно оттуда идет все свежее, живое, именно там сейчас еще живет и дышит то, что питает литературу — русский язык» (Автобиография. Архив автора). О языковом мастерстве повести «Ложка супа» (Новый мир. 1999. №7) критик И.Борисова писала: «Эта медленность и серьезность наращиваемого знания, это мужественное доверие к собственным ритмам гарантирует писателю свободу слова без борьбы за это слово» (Светится темнота // Первое сентября. 2000. №62).
Вслед за «Ложкой супа» последовали повести «Лерочка» (Наш современник. 1999. №7), «Шиштындыр» (Наш современник. 2000. №3), «Гостиница "Океан"» (Новый мир. 2001. №5), «Отдай мое» (Новый мир. 2003. №2), «Кондромо» (Октябрь. 2003. №3). Все повести Тарковского не уводят от жизненной правды, но приводят к ней — его главный творческий метод заключается в художественное «литье» человеческого опыта (писатель следует реалистической традиции отечественной литературы, где в центре был русский человек). Тарковский пишет о той жизни, что определяется не острыми сюжетами, не яркими, выходящими за пределы обыденности, событиями, но о том ее течении, что определяется тоской (для одних героев — по прошлому, для других — по новому), любовью (для героев она есть «противоречие» между смирением и ширью души), верностью делу своему (труд, изгнанный из системы современных ценностей, у Тарковского по-прежнему на главном месте человеческого существования). Герои Тарковского «одолевают жизнь» — тут заметны мотивы и «доли горькой», с удивительным постоянством достающейся всем поколениям русских людей в России, и сопротивления человека «злому времени».
Почти все, написанное в последнее десятилетие XX в., Тарковский собрал в книгу «За пять лет до счастья: Рассказы и повести» (2001), в предисл. к которой писатель О.Павлов отмечает: «Бытие человека изначально трагично, потому что в собственных силах лишь то малое, чем скрепишь, из чего можно, свой дом, свою жизнь. Приходит время, когда и этого мало — когда для жизни нужно еще большее напряжение сил. В борьбе за нее не всегда побеждает человек, если слабнет, унывает, теряет веру, разрушается, гибнет. Но знание о трагедии жизни побуждает к состраданию, а по сути — к любви. Эта простая истина обретает в прозе Тарковского новый глубокий смысл. Он ищет ее, границу эту, между слабостью и силой, жизнью и смертью там, где природа уступает человеку лишь тропки...» (С. 7).
Тарковский — лауреат Литературной премии «Лучший рассказ года» интернет-журнала «Русский переплет» (2000), лауреат премии журнала «Роман-газета» (2002).

© 2025 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.