«Литература и воспитание всегда вместе…»
С.Л. Соловейчик
Учитель – это больше чем профессия, это настоящее призвание, потому как педагог не только учит и поучает, но и воспитывает, вдохновляет. Многие писатели и поэты русской литературы, которые были хорошими учителями, зарабатывали на жизнь преподаванием: при дворе императора, в престижных университетах или сельских школах. Сегодня вспомним тех, кто проводил свое время не только над рукописями, но и у школьной доски.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1871)– русский писатель, педагог. 3 марта 2023 года со дня его рождения исполнилось 200 лет. Ушинского называют «учителем русских учителей». Именно благодаря ему у России появилась своя научная педагогика – наука о воспитании. Созданные К.Д.Ушинским учебники выдержали невиданный тираж. «Родное слово», например, издалось 167 раз. Им создан капиталистический труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово», «Детский мир», методические пособия для учителей. Наследие К.Д.Ушинского составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.Имя А.С.Макаренко известно каждому в нашей стране и за рубежом. Его главная заслуга состоит в разработке теории воспитания в коллективе, которую он успешно применил в практической воспитательной работе в детской колониях в 20 – 30-е гг. Одним из центральных принципов педагогической системы А. С. Макаренко был принцип гуманизма, который заключался в формуле «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Свой педагогический опыт А. С. Макаренко описал в литературных произведениях, наиболее известными из которых являются «Педагогическая поэма», «Флаги на башне».Лев Николаевич Толстой. Великий русский писатель открыл 26 народных школ и сам обучал грамоте крестьянских детей. Он много путешествовал, изучая образовательные системы других стран. Наиболее интересные методики Толстой применял в русских школах.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...» (Л. Н. Толстой)Чехов Антон Павлович (1860-1904) – русский писатель, драматург.
Во время учебы в гимназии занимался репетиторством в родном Таганроге, а затем в Москве.
Скорее всего, собственный опыт отразил в рассказе «Репетитор».
Став известным писателем, Чехов вновь внес вклад в образование: в окрестностях своей усадьбы построил три школы для крестьянских детей – в Талеже, Новосёлках и Мелихове.
Чехов говорил: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело» , «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель».Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) – великий русский писатель, поэт, драматург, публицист, переводчик. Сам Тургенев не занимался преподаванием, но приложил руку к просвещению народа. Одним из его дел было составление проекта «Общества для распространения грамотности и первоначального образования», текст которого начинался так: «Есть факты, очевидная полезность которых до того несомненна, что не нуждается ни в каких доказательствах. К таким фактам принадлежит необходимость распространения грамотности и элементарных общеполезных сведений в России…».Пётр Павлович Ершов наиболее известен как автор знаменитой сказки «Конёк-Горбунок». Написал он её ещё будучи студентом в начале 1834 года, представив своему преподавателю русской словесности профессору Петру Александровичу Плетнёву как курсовую работу. Плетнёву так понравилось произведение, что он даже зачитывал отрывки из сказки студентам на лекциях.
Работая учителем словесности и философии в гимназии Тобольска, Ершов вёл уроки по своим университетским записям. Никогда не исправлял ошибки в сочинениях своих учеников, а лишь карандашом делал отметки на полях тетради, предоставляя возможность гимназисту самому их исправить. Кстати, одним из его учеников был будущий великий химик Д.И. Менделееев.