Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьезных, от которых зависит будущее, и повседневных, бытовых. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост. С приближением окончания школьного обучения перед учащимся встаёт важнейшая задача выбора будущего профессионального пути. «Кем быть? Какую профессию выбрать?» - такие вопросы не должны решаться сгоряча. В данной ситуации крайне важно, чтобы ученики заранее представляли себе, какая профессиональная специализация им интересна, к чему они стремятся. Важно объективно оценить свои сильные и слабые стороны в отношении той или иной профессии, владеть информацией по профессиям. Ведь неправильный выбор в этом отношении ведет к значительным временным и моральным потерям, негативно отражается на жизни общества в целом.
Слово ПРОФЕССИЯ означает род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Возьмём за пример одну легенду.
Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.
Первый ответил:
– Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!
Второй молвил:
– Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам.
А третий сказал с улыбкой:
– Я строю прекрасный собор.
Как видим, занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Почему?
В ответах каждого прозвучало их собственное отношение к одной и той же работе: строительству собора. И в наше время не все люди относятся к своей работе добросовестно и не получают от труда радость. Следовательно: труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, шитьё, вязание.
Что же может помочь современному человеку в этом непростом мире профессионального самоопределения, чтобы избранный труд был в радость? Разумеется, профессиональная ориентация. Этот термин принадлежит профессору Гарвардского университета Фрэнку Парсону. (Слайд 6) В 1908 году он организовал профбюро по выбору профессии в городе Бостоне. В 20-е годы XX века первые психотехнические лаборатории появились в СССР. Однако в 1936 году профориентационная работа в СССР была прекращена. Возобновилась она лишь в середине XX столетия.
В чём же заключается выбор профессии?
- Человек анализирует свои, как говорят, внутренние ресурсы, то есть возможности, и затем соотносит их с требованиями профессии, как бы примеряя её на себя.
Молодые люди, завершающие школьное образование, выбирают обычно вариант продолжения учёбы получения избранной ими профессии. Но при этом, получая профессиональное образование, многие переживают разочарование в своём выборе. некоторые меняют что-то кардинально, но большинство решают доучиться, а там будет видно. И вот наступает стадия профессиональной адаптации. Появляется новый тип деятельности – профессиональный, который требует реального выполнения своих профессиональных функций. Но далеко не всегда реальная профессиональная жизнь совпадает с мечтами, представлениями и ожиданиями.
Тогда наступает кризис, нарушается психологическое благополучие. Сделать правильный выбор – это, с одной стороны, суметь в будущем адаптироваться, а с другой – высвободить свои внутренние ресурсы для дальнейшего развития личности.
Какие же обстоятельства влияют на выбор будущей профессии современной молодёжью?
1) Мнение членов семьи и родственников.
2) Поступление в вуз «за компанию».
3) Советы учителей и психологов.
4) Личные профессиональные планы.
5) Наши умения и способности.
6) Склонность к определённому виду деятельности.
При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами:
*ХОЧУ;
*МОГУ;
*НАДО.
Под словом «хочу» мы подразумеваем собственное желание получить эту профессию, но никак не желание других людей.
Когда говорим «могу» мы имеем в виду, во-первых, свои способности, необходимые для выполнения данного вида деятельности, а во-вторых, возможность приобрести данную профессию.
Под словом «надо» подразумевается востребованность данной профессии в обществе.
Не следует ставить перед собой изначально недостижимые цели. Быть лучшим и просто хорошим специалистом - совсем разные цели. Нужно найти профессию, в которой ты будешь развиваться и совершенствовать свои знания.
Нельзя научиться извлекать выгоду из своих ошибок, постоянно ссылаясь на обстоятельства. Мнение близких людей очень важно, но ведь профессию ты выбираешь для себя, поэтому вся ответственность за принятое решение лежит только на тебе. Руководствуясь мнением близких людей, ты рискуешь отказаться от своей самостоятельности. Часто взрослые знают о современных профессиях значительно меньше, чем подростки.
Прислушиваясь к мнению друзей, ты рискуешь выбрать профессию, которая нравится им, а не тебе.Итак, прежде чем сделать выбор профессии, надо познакомиться со многими их них.
В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Евгения Александровича Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
1.ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
2. ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
3. ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. ЧЕЛОВЕКИ- ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, библиотекари, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.Мне хочется пожелать всем выпускникам, будущим абитуриентам, чтобы каждый выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по – настоящему счастливым. А я от всей души желаю вам всего доброго!