Самая страшная война в истории человечества – Вторая Мировая, унесшая жизни 70 миллионов человек. В ней участвовали 62 государства из 73, существовавших на тот момент. По всему миру воздвигнуты тысячи мемориалов в память о событиях тех жутких шести лет и напоминающие нам о том, что такое больше не должно повториться никогда и нигде. Монументы несут в себе не только память о мужестве и боли, но и являются мировым культурным наследием, представляя художественную ценность. Накануне Великого Дня Победы мы хотим вспомнить самые впечатляющие и берущие за душу мемориальные комплексы, посвященные войне 1939-1945 г.г. по всему миру...
Это памятники мужеству и разрушенному миру. И надежде, конечно.
Памятник Матери и сыновьям Володичкиным, скульптор Ю. Храмов, 1995 год, Самара
«Все вернемся к тебе»
У Прасковьи Еремеевны Володичкиной ушли на фронт одним призывом девять сыновей. Шестеро погибли на войне, трое скончались от ран, едва вернувшись домой. А следом ушла и сама Прасковья Еремеевна – не выдержала горя, доставшегося ей. А с младшим своим сыном, Николаем, она даже не попрощалась. Он заканчивал действительную службу в Забайкалье, его уже ждали домой, но их часть сразу повезли на фронт. Он, когда проезжал Волгу, выкинул из окна теплушки свёрнутую трубочкой записку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьём фашистов и все вернёмся к тебе. Жди. Твой Колька».
Не о похожей ли невозможной истории снят фильм «Спасти рядового Райана»? Такие жестокие совпадения, в которые люди стараются не верить («В одну воронку второй раз бомба не падает!») обнажают жестокость времени и судьбы. Это то, что – слишком. Но в России подобных семей было несколько, просто мы не обо всех знаем. Здесь же, в Алексеевке, пригороде Самары, определенным образом сложились обстоятельства. В 1980-е годы школьная учительница Нина Косарева, работающая в той же школе, в которой когда-то учились братья Володичкины, создала в одной из комнат их бывшего дома самодеятельный мемориальный музей. А инициатива строительства памятника принадлежит рабочей группе областной Книги Памяти.
И вот на улице бывшей Красноармейской, а сейчас Братьев Володичкиных появился памятник – Прасковье Еремеевне, Александру, Андрею, Пётру, Ивану, Василию, Михаилу, Константину, Фёдору и Николаю.
Кукла и чайник
Памятник детям блокадного Ленинграда, скульптор С. Голованцев, 2014 год, Омск
Трое детей тепло и очень неуютно одетые. Девочка держит старую, некрасивую, любимую куклу. Мальчик держит большой чайник. Он старший в этой группе, ему нужно заботиться об остальных. Это – дети блокадного Ленинграда. А сам памятник стоит в Омске. Почему? Об этом сообщает подпись на постаменте: «Из блокадного Ленинграда в Омскую область было эвакуировано более 17 тысяч детей». Вот таких их и привозили – измученных, выдернутых из своей семьи (если семья еще была цела, жива), спасенных. Вывозили по легендарной Дороге жизни и с риском для этой самой, только-только еще начавшейся жизни.
Лидице
Памятник детским жертвам войны, скульптор М. Ухитилова, 1995 — 2000 годы, Лидице
И снова – дети, дети, дети. Всего – восемьдесят две хрупких детских фигурки отлитых из бронзы в натуральную величину. Именно столько детей – 40 мальчиков и 42 девочки были убиты фашистами в 1942 году в чешском шахтерском поселке Лидице.
Этот мемориал установлен в память о расправе, учиненной фашистами над местными жителями в июне 1942 года. Чехословацкие партизаны смогли устранить протектора Богемии и Моравии Рейнхарда Гейдриха, в связи, с чем все местные жители деревни были обвинены в укрывательстве партизан. Войска СС окружили Лидице, все мужское население старше 15 лет было расстреляно (172 человека), 195 женщин отправлено в концлагерь Равенсбрюк, а более 80 детей – убито в газовой камере в лагере смерти близ Хемло. Сам шахтерский поселок был полностью уничтожен. Сам же поселок был полностью уничтожен. Это очень лаконичный, очень простой, сильный памятник.
Голуби
Памятник Вите Черевичкину, скульптор Н. Аведиков, 1961 год, Ростов-на-Дону
Жил в Ростове Витя Черевичкин, в школе он отлично успевал.
И в свободный час всегда обычно голубей любимых выпускал.
Эту песню пела вся послевоенная страна. Во время оккупации Ростова-на-Дону немцы строжайше запретили мирным жителям разводить голубей, приравняв их к радиопередатчикам – они опасались использования голубиной почты. Подвиг подростка Вити Черевичкина заключался в том, что он, будучи заядлым голубятником, рисовал схемы расположения немецких частей в городе, и с голубями их переправлял брату в Батайск. За это его расстреляли. По другой же версии он просто защищал от оккупантов собственную голубятню. И это отнюдь не умаляет его заслуги – нужно обладать огромным мужеством, чтобы защищать от врага свою голубятню.
Почтальон
Памятник фронтовому почтальону, скульптор А. Игнатов, 2015 год, Воронеж.
Треугольники фронтовых писем. Один из символов Великой Отечественной. Их читали всей семьей, а в деревнях – и подчас и всей улицей, их хранили в шкатулках, реки слез были над ними пролиты – слез веры, надежды, любви. Символ скорее тыловой, чем фронтовой. Тем не менее, ефрейтор Иван Леонтьев, экспедитор-почтальон 33-го стрелкового полка 6-й Краснознаменной стрелковой дивизии, увековеченный на этом памятнике, погиб в 1944 году как раз на фронте. Он доставлял почту на передовую и попал под вражеский артиллерийский обстрел. Последнее письмо, которое отправил домой сам Иван Леонтьев датировано январем 1944-го. Почтальон Леонтьев не был особенным героем – и был им, конечно. Но символом профессии он стал потому, что его воинская судьба была типичной. Он был награжден медалью – как многие его коллеги – армейские почтальоны; он много раз под обстрелом приносил солдатам в окопы письма от родных; его ждали, вместе с его сумкой, полной писем – а вес сумки фронтового почтальона в среднем был равен весу пулемета. Так говорили на церемонии открытия сотрудники, ветераны, руководители отделений Почты России – все, кто участвовал в обдумывании и обсуждении памятника. Памятник создан при участии Почты России.
Тёркин – кто же он такой?
Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину, скульптор А. Сергеев, 1995 год, Смоленск.
Самый известный вымышленный фронтовик – Василий Теркин, придуман и воспет Александром Твардовским. Оба они – и автор, и его герой – сидят на биваке в центре Смоленска – родины Твардовского – и о чем-то весело балагурят. Таким образом, Василий Теркин как бы воплотился, из придуманного сделался реальным – символом меткого слова, утешения, стойкости, смирения и бодрости духа – всего, что так надо на войне.
Набережная бронзовых ботинок
Памятник жертвам Холокоста, скульптор Д. Пауэр, 2005 год, Будапешт
Цветы ставят не только в хрустальные вазы, но и в бронзовые ботинки, намертво привинченные к набережной Дуная. Всего 60 пар – мужских, детских и женских, новых, элегантных, растоптанных, старомодных. В 1944-1945 годы здесь тоже стояло множество пар обуви, только не бронзовых, а настоящих – и разношенных, и сшитых по последней моде сороковых. Сделанных для того, чтобы долго служить своим владельцам, чтобы делать их красивыми и элегантными, чтобы им было удобно ходить. Но судьба у этой обуви – и у всего мира – сложилась по-другому.
Венгерские нацисты грузили на баржи сотни евреев, если они считались годными для работы, и отправляли в концлагеря, а остальных – расстреливали, причем экономя пули – связывали по несколько человек, ставили людей на край набережной и стреляли в одного. Теряя равновесие, человек летел в воду, увлекая за собой других. И перед погрузкой на баржи, и перед расстрелом, люди должны были обязательно разуться – ведь кожаная обувь стоила в то время дороже человеческих жизней, а добро не должно было пропадать. Она не пропала – пропали люди.
Мемориальный комплекс "Хатынь"
Место бывшей деревни Хатынь, Логойский район, Минская область, Беларусь.
Архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор – С. Селиханов. 1969 год.
Мемориал расположен на месте деревни Хатынь, уничтоженной полицаями в ходе карательной операции за пособничество партизанам 22 марта 1943 года. 149 человек были заживо сожжены, запертые в колхозном сарае, а те, кто пытался бежать, были расстреляны. Половина убитых была – дети.
Прототипами памятника "Непокоренный человек" в мемориальном комплексе стали деревенский кузнец Иосиф Каминский, чудом уцелевший в огне, и его сын Адам, скончавшийся на руках у отца.
Мемориал воздвигнут в память сотен белорусских деревень и их жителей, уничтоженных нацистами. На территории комплекса находится единственное в мире "Кладбище деревень" – 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я деревня – это сама Хатынь).
Памятник "Сутьеска"
Тьенце, Босния и Герцеговина. Авторы: Миодраг Живкович, Ранко Радович. 1964-1972 г
Памятник входит в состав мемориального комплекса "Долина героев", посвященного одной из самых тяжелых сражений на территории центральной Европы – битве при Сутьеске. Ценой десятков тысяч жизней югославских партизан, летом 1943 года фашистам был дан отпор и остановлено наступление немецких и итальянских войск. В отместку, солдаты гитлеровской коалиции в ходе карательной операции сожгли при отступлении 50 деревень вместе с их жителями.
Мемориал памяти убитых евреев Европы
Берлин, Германия. Идея – Лея Рош, проект – Питер Айзенман. 2005 год.
Мемориальный комплекс представляет собой огромное поле из 2711 плит в самом центре немецкой столицы. Посетители мемориала испытывают сложную гамму чувств – проходы между плитами сделаны слишком узкими, идти по ним вдвоем проблематично; в одиночестве возникает чувство тревоги, тоски и потерянности среди этого мертвого леса бетонных плит. Автор хотел, чтобы в душах посетителей зазвучали отголоски тех испытаний, что довелось пережить еврейскому народу во время войны.
Самый верный – друг
Памятник фронтовой собаке, скульптор А. Коробцов, 2014 год, Москва, Поклонная гора.
И все же самый верный друг человека – собака. Везде – и в тепле, и в беде, и в горести, и в радости. В том числе и на фронте. Тут добавить нечего.
Памятник плачущему коню
Памятник погибшим воинам-куртатинцам, скульптор Д. Цораев, 1971 год, Куртатинское ущелье, республика Северная Осетия — Алания.
Его называют «памятник плачущему коню». Осиротевший измученный бронзовый конь склонил голову – оплакивая своего наездника, хозяина, друга. В наши дни мы, к счастью, редко видим плачущих коней. В Великую Отечественную их было много. К сожалению, кавалеристы были практически обречены на верную гибель. В гражданскую войну, которая закончилась (относительно начала Великой Отечественной) сравнительно недавно – всего каких-то двадцать лет назад, именно кавалерия составляла основу армии. Но между 20-ми и 40-ми годами прошлого века прогресс, в том числе и военный, развивался стремительными темпами – значительно быстрее, чем армейское администрирование. И в результате на фронт ушло множество всадников, которые были беспомощны перед вражескими танками и самолетами. Осетины же всегда были прекрасными наездниками. Не удивительно, что именно среди них оказалось множество погибших солдат-кавалеристов.
Мишка и Машка
Памятник «Мы победили! От Баскунчака до Берлина», скульпторы В. Жуков, В. Маринин и П. Солодков, 2010 год, Ахтубинск, Астраханская область
Тяготы военного времени – это когда в качестве тягловой силы используют степных астраханских верблюдов. А ведь было и такое. В частности, верблюды Мишка и Машка участвовали в легендарной Сталинградской битве, и дошли от Нижнего Поволжья до Берлина. Теперь они отлиты в бронзе, в привычном для них окружении – рядом с боевым орудием и солдатом с автоматом на коленях, который присел отдохнуть. И один из верблюдов, недолго думая, последовал его примеру. Устал.
Все ослики попадают в рай
Памятник «Животные на войне», скульптор Д. Бэкхаус, 2004 год, Лондон.
Воевали и погибали – не только люди. Этот памятник посвящен животным, участникам Второй Мировой. Не удивительно, что он появился в Англии – стране, где существует медаль Марии Дикин, высшая воинская награда для животных. Он изображает почтовых голубей, собаку, верблюдов, лошадей, мула, слона, волка, корову и кота. А медаль – впервые ее вручили в 1942 году – была вручена 60 животным: как раз собакам, голубям, осликам, и слону, и одному коту.
Кота, удостоенного высшей награды, звали Саймон (около 1947 — 28 ноября 1948). Он был корабельным котом с военного шлюпа «Аметист» Королевского флота Великобритании. Был награжден «за поднятие морального духа» моряков во время инцидента на реке Янзцы и за сохранение корабельных припасов от крыс. Во время боевого столкновения кот был ранен.
Надпись «У них не было выбора» лаконична и более чем красноречива. Памятник возведен на частные пожертвования.
Бронзовая страница журнала мод.
Памятник «Женщины во Второй Мировой войне», скульптор Д. Миллс, 2005 год, Лондон.
Широкая бронзовая стела, а на ней – как будто бы на обычной одежной вешалке, на крючках, висит женская одежда. Всего 17 комплектов, словно на бронзовой странице из журнала мод. Одно лишь есть отличие, и оно весьма существенное – это не модные туалеты, а форменная одежда женщин, участниц Второй мировой войны. Это рабочая спецовка, шоферский комбинезон, защитная одежда сварщика, медицинская форма… Каски, френчи, галифе. Этот памятник называется очень просто – Женщины во Второй Мировой.
Война изменила жизни семи миллионов британских домохозяек. Они заменили мужчин – и стали пожарными, бойцами противовоздушной обороны, работницами «женской земельной армии» и оборонных заводов, шоферами и механиками. А в надписи на памятнике использовался шрифт с продуктовых карточек военной эпохи.
Создать этот памятник в 1997 году предложил майор в отставке Дэвид Макнелли Робертсон. Идею поддержала спикер Палаты общин баронесса Бетти Бутройд, которая стала покровительницей проекта и собирала для него деньги на телешоу «Кто хочет стать миллионером?». Около 1 миллиона фунтов дала королева Елизавета II, которая сама во время войны работала водителем. Остальные средства обеспечили различные благотворительные фонды.