Когда ты слышишь звон колоколов,
То на душе становится спокойно.
И кажется тебе без лишних слов,
Как нужно жить и мудро, и спокойно…
Тот звон идёт из глубины веков,
В нём пенье птиц и ручейков журчанье,
О, Господи, под звон колоколов
Дай мне понять всю тайну мироздания.
Забвение духовности в течение многих лет привело к тому, что в обществе практически не осталось места таким, казалось бы, вечным категориям, как совесть, честь, благородство, любовь. Именно об этом в рамках музейного проекта в течение двух месяцев шла речь на мероприятиях «К душе своей найди дорогу».
Можно сказать, что в настоящее время современное общество ценностно дезориентировано. В погоне за материальным успехом человек забывает о более важном – о духовности. В сознании молодого поколения общепринятые ценности сменяются на те, что важными и не представляются: приобрести последнюю модель айфона, у кого больше подписчиков на страницах в соцсетях, кому больше лайков поставили. Только это ничто по сравнению с уважением к родителям, к старшим, оказанием помощи ближнему, заботой об окружающем мире, стремлением к внутренней гармонии. Духовность не может развиться через компьютер, отношения не могут строиться через социальные сети, а любовь не может зародиться при взгляде на фотографию. Человек утерял нить общения. Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И мир получит поколение идиотов».
РАЗРУШАТЬ ВСЕГДА ЛЕГКО.
Декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 года церковь была отделена от государства. Несмотря на специальное постановление правительства о памятниках истории, под которые попадали очень многие церкви, народ в порыве энтузиазма начал сносить храмы, не особо задумываясь об их культурно-исторической ценности. Многими людьми церковь воспринималась как часть ненавистного царизма. По всей стране покатилась волна разрушения
В 1920-х гг. храмы в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались, изымались и осквернялись святыни. Доходило до того, что в храмах устраивали дома культуры, складские помещения или даже сараи для скота.
В 1920-х и 1930-х годах были даже специализирующиеся на антирелигиозной деятельности организации, например – Лига воинствующих безбожников.
«Религия – это опиум для народа» - это высказывание К.Маркса, а потом и В.Ленина, стало своеобразным призывом. Разрушались храмы, монастыри, изгоняли и преследовали монахов и священнослужителей. Атеизм стал нормой в школах, учебных заведениях и филиалах коммунистических организаций (например, комсомол и пионерия), очень жестко боролись с религией и в средствах массовой информации.
В ВЕРЕ ВОЗРОЖДАЕМСЯ.
И всё же не весь народ поддался такой вакханалии. Известны случаи, когда люди рискуя своей жизнью спасали церковные святыни. Приведём один интересный случай.
В семье одного партийного деятеля в красном углу всегда стояла невзрачная картина с изображением цветов в кувшине. Только несколько лет назад удалось узнать тайну этой картины, когда после очередного ремонта дети хозяина хотели уже выбросить надоевшее изображение букета, не вписывающегося в современный интерьер. Отец запретил, признавшись, что за потертым изображением скрывается удивительная икона 17 века! В его семье многие годы была традиция: икона передавалась старшему сыну. Будучи первым ребенком в семье, он получил от родителей семейную реликвию в том виде, в каком и хранилась она у него – невзрачная картина с изображением букета цветов в кувшине. Во времена гонений на церковь его родители обернули икону клеенкой с изображением букета. И эта картина всегда висела в доме в красном углу. Будучи коммунистом, работником райкома партии, он ни разу не развернул картину, но бережно её хранил. Он знал, что за этим изображением находится икона, но никогда её не видел. Когда же дети сняли старую клеенку, то ахнули от красоты лика и яркости красок. Икона – семейная реликвия – хранится в семье.
Очень важно учиться делать правильный выбор и не оступаться на жизненном пути, учиться жить в обществе и соблюдать не только законы, прописанные на бумаге, но и законы нравственности, которые являются главным условием выживания человечества.
Хотим мы того или нет, но наша жизнь – это всегда путь под воздействием двух взаимно противоположных сил: созидания и разрушения. От того, какой из них мы отдадим предпочтение или даже выберем в попутчики, зависит наше будущее, а возможно – и не только наше. Михаил Ломоносов сказал, что «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Пока мы храним историческую память, у нас есть надежда изменить будущее к лучшему.
Православная поэзия — это особая форма общения человека с миром духовным, способ достучаться до наших сердец, порою очерствевших и грубых, донести свет Божественной любви. Такие произведения заставляют остановится, «отдышаться» от мирской спешки, задуматься над смыслом бытия, задуматься о самом главном.
Храм Божий на горе стоит,
Небесным светом освещенный,
Секреты древности хранит,
Луной и солнцем озаренный.
Добро несет в своих чертах
И звук, застывший в нем навеки,
Звук, что звучит в наших сердцах,
Лишь только прикрываем веки.
Мы слышим песню, что ведет
Нас к храму праведного света,
И этот свет в себе несет
Красу весны, зимы и лета,
И осени златой букет,
Что в куполах находит отраженье.
Так сохрани же этот свет
И это вечное виденье…
Сейчас все Православные Христиане в ожидании одного из самых главных праздников - Светлого Христова Воскресения или Пасхи Господней. Светлый праздник Пасхи предваряет Великий Пост — время духовного очищения. Многие соблюдают Великий Пост. Самыми строгими неделями Поста считаются первая и Страстная Седмица. Усердные христиане в эти дни порой даже не вкушают ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем. К еде во время Поста нужно подходить разумно.
И очень важно уяснить, что пост — не диета. Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко. Цель Великого Поста — не в запрете на творог или колбасу, а в покаянии.
Большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост — это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле — наша малая жертва Богу.
Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Так любим ли мы, истинные христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем?
А если не забываем, то в чем же заключается эта малая жертва Спасителю нашему — пост? Жертва Богу — дух сокрушенный (Пс. 50, 19). Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием.
КАК ПРАВИЛЬНО СОБЛЮДАТЬ ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
О духовной составляющей поста просто и лаконично рассказал протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова. Лучше него и не скажешь.
1. УЧИМСЯ МОЛИТЬСЯ. Прибавляем к тому, что имеем, еще что-то.
Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву.
Если совершаем утреннее и вечернее правило, то начинаем ежедневно или читать Псалтырь, или главу из Евангелия.
Если ходим в храм только в воскресенье, то прибавляем ещё хотя бы один день в будни.
2. УЧИМСЯ БОРОТЬСЯ С ГРЕХАМИ. Предлагаю из всех повторяющихся прегрешений выбрать самое маленькое и попробовать его победить. Ну, например, навык высказывать свое недовольство по поводу всего, что видишь или слышишь. Или обсуждать с близким другом (подругой) третьи лица. Или употреблять в разговоре бранные слова.
Или держать старую обиду на родственника (начальника, учительницу, соседа и т.п.). Как это победить? Ежедневно молиться за него.
3. УЧИМСЯ ПОКАЯНИЮ. Выбираем из списка грехов самые тайные – те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно. Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться. Священник – человек опытный, он, наверняка, посоветует то, что надо.
4. УЧИМСЯ ТВОРИТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 35-36).
Каждый день вечером испытываем свою совесть: какое доброе дело я сделал сегодня? Кого утешил, кому помог, кому уделил время и т.д.? Если этого не было, то осознать, что день прожил зря.
5. УЧИМСЯ РАДОВАТЬСЯ. Красоте Божиего мира. Божиим дарам и талантам, которыми наделены люди. Проявлениям любви, сострадания, милосердия. Обретению смыслов, логики, гармонии, истины. Короче, всему тому, что нас приближает к Богу.
ЖЕЛАЕМ КАЖДОМУ НАЙТИ К ДУШЕ СВОЕЙ ДОРОГУ, СВОЮ ДОРОГУ К БОГУ.