«Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».
Н. Г. Чернышевский
Среди замечательных деятелей русской и мировой культуры почетное место принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю. Гениальный мастер слова, создавший великие произведения, покоряющие глубиной и правдивостью своих образов, силой творческого обобщения жизни, художественным совершенством. 1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга, критика, публициста — Н. В. Гоголя.
Николай Васильевич Гоголь (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года – Гоголь-Яновский) родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье небогатых помещиков. У Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли.
Рождения мальчика родители Гоголя ждали как чуда. Мать писателя, считавшаяся первой красавицей Полтавщины, была женщиной очень набожной. Мария Ивановна дала обет: если родится сын, назвать его в честь Николы Угодника, самого почитаемого русского святого. После появления младенца на свет в местной диканьской церкви отслужили торжественный молебен.
Отец прозаика, помещик средней руки Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, был потомком древнего украинского рода, сочинял пьесы на украинском языке, мать поощряла увлечения сына литературой.
Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке, наведываясь вместе с родителями в окрестные места - Диканьку.
Вначале Николай учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре — как актер и декоратор.
По окончании гимназии, Гоголь в декабре 1828, вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским прибыл в Петербург, а полгода спустя, уехал в Германию. По возвращении в Россию в сентябре 1829 года Гоголь определился на службу — вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», статьи и эссе обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 года представил Гоголя А. С. Пушкину.
В 1831 году были опубликованы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Уже в «Вечерах...» проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.
В 1835 году выходят следующие два сборника прозаических произведений - «Арабески» и «Миргород», начата работа над поэмой «Мертвые души», закончена в основном комедия «Ревизор», написана первая редакция комедии «Женихи» будущей «Женитьбы».
В июне 1836 года Гоголь уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами», сюжет которых как и «Ревизора» был подсказан ему Пушкиным.
Первый том «Мертвых душ» увидел свет в 1841 году, работа же над вторым томом протекала напряженно и мучительно. Летом 1845 года в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжег рукопись этого тома. Последующее творчество Гоголя протекает всё более тяжело и неровно. В 1842–1845 гг. Гоголь снова за границей; он переезжает с места на место и работает над 2-м томом «Мертвых душ». В 1847 г. были изданы «Выбранные места из переписки с друзьями».
В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвратился на Родину и большую часть времени жил в Москве. К началу 1852 была заново создана редакция второго тома «Мертвых душ», главы, из которой Гоголь читал ближайшим друзьям М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи.
С 11 на 12 февраля 1852 г. Гоголь сжег набело переписанную рукопись 2-го тома «Мертвых душ». Через 10 дней, 21 февраля (4 марта), он умер. На его похороны пришло несколько тысяч людей. Гоголь был погребён на кладбище Данилова монастыря в Москве. В 1931 году его прах был перенесён на Новодевичье кладбище.
Главным вкладом Гоголя в развитие русской литературы стал
его роман «Мертвые души«. Это произведение стало одной из вершин русского реализма и воплотило новые идеи и принципы в литературе. В «Мертвых душах» Гоголь затронул такие важные проблемы, как моральное и нравственное состояние общества, коррупция, бездушие купечества. Писатель не только просто описывал явления, но и предлагал свои собственные решения и высказывал своеобразное обращение к русским читателям.
Время не властно над его творениями. На сценах российских театров идут пьесы Николая Васильевича, книги его продолжают волновать сердца миллионов людей, как и много лет назад, и как и прежде шагает он по нашим российским дорогам, с грустью «озирает всю громадно несущуюся жизнь» и продолжает смеяться своим «горьким словом».
Факты о русском классике, которые вы могли не знать
Николай Васильевич Гоголь – одна из самых загадочных и неоднозначных фигур в русской литературе. Писатель оставил миру великое наследие, а также много интересных тайн и загадок, мистических аспектов жизни и смерти.
«Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно», — говорил о себе один из самых великих писателей XIX века. Предлагаем познакомиться с интересными фактах из жизни Гоголя.
• Очень важным фактом в биографии прозаика стала смерть его младшего брата Вани. В тот момент Николаю Васильевичу было всего 10 лет. Из-за смерти близкого человека будущий писатель пережил серьезную психологическую травму. С точки зрения историков, это потрясение оказало сильное влияние только на душевное здоровье, но и на литературное творчество Николая Васильевича Гоголя.
• Еще один факт из биографии Гоголя связан с его необычным увлечением. Писатель уделял много времени совершенно не мужскому занятию. Николай Васильевич с детства занимался рукоделием. Появление весьма оригинального хобби объяснялось просто. В детские годы прозаик на правах старшего брата принимал активное участие в любимых занятиях четырех своих сестер. Со временем Гоголь научился вышивать, вязать спицами шапки, шарфы, искусно кроить и шить одежду. Зарабатывать деньги шитьем писателю не пришлось. Поэтому рукоделие превратилось в домашнее увлечение, которого автор «Ревизора» немного стеснялся.
• Писатель был не чужд коллекционированию. Причём выбор он сделал весьма экстравагантный, начав собирать миниатюрные книги. Коллекция у него была довольно обширная. Даже «Вечера на хуторе близ Диканьки» у писателя имелись в карманном варианте. Содержание книг Николая Васильевича мало интересовало. Поэтому писатель, всегда ненавидевший точные науки, однажды заказал миниатюрный математический справочник размером 7 на 10 сантиметров для своей личной коллекции.
• В основу сюжета “Ревизора” легли реальные события, происходившие в Новгородской области. Их свидетелем был А. С. Пушкин, и именно он подсказал своему другу Гоголю идею превратить их в пьесу. Гоголь не скрывал этот факт своей биографии, а, напротив, гордился общением с «солнцем русской поэзии». Писатель считал Александра Сергеевича своим главным наставником на творческом пути.
• Первым литературным трудом Гоголя была романтическая идиллия «Ганц Кюхельгартен» (1829), которая была написана им ещё в Нежине. Сам Гоголь датировал её 1827 годом. Её он выпустил под псевдонимом В. Алов.
• Эпатажным поступком в его жизни стал уход в монастырь, где Николай надеялся найти спасение от близкой смерти. Он предчувствовал смерть, поэтому решился стать монахом. Из-за припадков и неадекватности поведения в монастыре он не встретил понимания, но именно там понял, как ему продолжить свое произведение.
• Гоголь никогда не был богат, но при этом он и не стремился к богатству и стяжательству.
• Гоголь вёл крайне аскетический образ жизни: у него не было собственного дома, не обзавёлся он и семьёй, а из наследников у него осталось только книги. Всю свою любовь он отдавал матери, сёстрам и друзьям. Он неохотно говорил о своих переживаниях, и даже с близкими не делился своими чувствами.
• Современники всегда поражались феноменальной памяти Гоголя. Николай Васильевич с лёгкостью усваивал огромные объёмы информации, и никогда ничего не забывал.
• На протяжении всей жизни Гоголь боялся быть похороненным заживо. Он даже написал инструкцию, согласно которой в случае смерти его необходимо было хоронить только после того, как будет на 100% очевидно, что он уже мёртв.