К началу Великой Отечественной войны Брестской крепости было уже более ста лет… Располагалась она на четырех островах. Массивный земляной вал десятиметровой высоты ограждал со всех сторон крепостную территорию, протянувшись в длину на шесть с половиной километров. Со всех сторон её окружали воды рек Буга и Муховца, а там, где не было рек или их ответвлений, люди прокопали искусственные рвы и наполнили их водой. Внутри были построены оборонительные сооружения со стенами толщиной в 1,5-2 м, с бойницами и амбразурами, подвалами и подземными ходами, со складами боеприпасов и продовольствия. По тем временам крепость была действительно мощным укреплением.
Удивительно мирной была в ту субботу Брестская крепость - тишину нарушали лишь громкие голоса играющих детей. Часть брестского гарнизона была на учениях, а другая - на строительстве укреплений. В самой крепости оставалось не более двух полков. И невозможно было представить, что всего через несколько часов здесь начнут рваться снаряды и прольётся первая кровь.
А по ту сторону уже ждали сигнала фашистские дивизии, уже приготовились переодетые в красноармейскую форму диверсанты. Незаметно, не вызывая подозрений, они подошли к стенам крепости, чтобы захватить мосты и ворота. Рано утром 22 июня 1941 года по всей линии советской границы, от Баренцева до Чёрного моря, началось наступление немецких войск. Одной из многих первоначальных целей была Брестская крепость – небольшая строчка в плане Барбаросса. На её штурм и захват немцы отвели всего 8 часов и не ожидали встретить там серьёзного сопротивления. Но неожиданный и отчаянный отпор, который встретили в крепости силы вермахта, вошёл в историю Великой Отечественной войны настолько ярко, что сегодня многие полагают, что ВОВ началась именно с нападения на Брестскую крепость.
Когда фашистские лётчики обрушили на крепость первый бомбовый удар и немецкие солдаты ворвались на её территорию, то увидели знакомую им картину: мечущихся полуодетых женщин, испуганно кричащих детей, первых раненых и убитых. Да, так было уже не раз во многих городах Европы: сначала панический страх, полная растерянность, а потом - быстрая капитуляция. Фашисты были уверены: едва они ворвутся в крепость, навстречу им с поднятыми руками выйдут русские офицеры и солдаты, ведь сопротивление бесполезно.Но, несмотря на то, что практически все офицеры погибли, оставшиеся в живых солдаты смогли быстро сориентироваться и создать мощную оборону. Не раздумывая, они вступали в бой, сколько бы врагов перед ними ни находилось. Каждый дом, каждый каземат стал грозным бастионом, сопротивляющимся до последнего патрона. Это был коллективный подвиг сынов народа, положивших за Родину свою жизнь, твердо верящих в победу над врагом. Всего среди защитников крепости были представители тридцати национальностей. Тут были белорусы, осетины, украинцы, узбеки, татары, калмыки, грузины, чеченцы и русские. Они не знали, что находятся в глубоком немецком тылу, что помощи ждать неоткуда, но отражали все атаки немецких войск.
Немцы штурмовавшие Брестскую крепость были отлично осведомлены о сгоревших в крепости продовольственных складах и рассчитывали на то, что изнурительные бои и голод заставят защитников Бреста вскоре сложить оружие. Но их расчеты не оправдались. Против самолетов, танков и тяжелых орудий у осажденных были только винтовки и пулеметы. В рукопашных схватках добывались автоматы.
Советским воинам приходилось отбивать по 6-8 атак в день. Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. Только за первые 9 дней боёв защитники крепости вывели из строя около 1,5 тысячи солдат и офицеров противника.
27 июня танки противника ворвались в Минск, 16 июля - в Смоленск, а Брестская крепость стояла неприступным бастионом в глубоком тылу фашистских армий и, отрезанная от всего мира, отбивалась от наседавших врагов.
«Я – Крепость! Я – Крепость!» - уже осипшим голосом в сотый раз выкрикивал радист Михайловский и, переходя на прием, напряженно вслушивался. И вдруг услышал речь, передаваемую по радио: «Всякое сопротивление бесполезно. Немецкое командование ценит вашу стойкость и обещает хорошие условия в плену. Не слушайте ваших комиссаров. Сохраните свою жизнь». Наступило затишье, фашистские офицеры и солдаты напряженно ждали, что вот-вот осядет облако пыли, рассеется черный столб дыма, чтобы увидеть белый флаг. Захватчики не сомневались, что теперь-то русские заявят о капитуляции. Но проходили все установленные немцами сроки предлагаемой капитуляции, а гарнизон не вывешивал белый флаг. Раненые, захваченные гитлеровцами в плен, были истощены до крайности. Но предложение о капитуляции гарнизон отвергал с достоинством и твердостью. И все-таки каждый из защитников крепости надеялся на то, что скоро придет помощь. Потом стало ясно: смерть придется встречать в этих стенах. Стены крепости сохранили надпись безымянного героя: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина! 20/VII.41».
Стойкостью и мужеством пограничников были поражены даже враги, которые перед этим победоносно прошли почти всю Европу. Гитлеровцы вошли в крепость лишь после того, как все пограничники крепости погибли или были тяжело ранены. Так сражалась Брестская крепость. Почти месяц защитники Брестской крепости сковывали целую германскую дивизию. Город Брест был освобожден 28 июля 1944 года Красной армией в ходе Люблин-Брестской наступательной операции .
8 мая 1965 года указом Президиума Верховного Совета СССР Брестской крепости было присвоено почетное звание «Крепость-Герой» и медаль «Золотая Звезда».
В 1971 году здесь появился мемориал: гигантские скульптуры «Мужество» и «Жажда», пантеон славы, площадь Церемониалов, законсервированные руины и восстановленные казармы Брестской крепости. Сегодня мемориал открыт для всех.
Подвиг Брестского гарнизона запечатлен в стихах многих поэтов не только нашей страны, но и в стихах болгарских поэтов Николая Зидарова и Стефана Поптонева. Произведения о героях Бреста печатались на греческом, польском, вьетнамском и других языках. Это еще раз свидетельствует о том, что подвиг советских людей в Великой Отечественной войне хранится в памяти всех народов нашей планеты.