Ольга Берггольц — известная поэтесса, драматург, прозаик, журналист. В 1938-м ее арестовали по делу «Литературной группы», полностью реабилитировали в 1939-м. В 1951 году получила Сталинскую премию, награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Это имя хорошо знакомо всем петербуржцам, и нынешнему поколению,тем, кто помнит ту страшную блокаду, в которой оказался любимый город в Великую Отечественную войну. До этого Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом вдруг резкое превращение в поэта, ставшего олицетворением стойкости Ленинграда. Ее голос звучал каждый день из репродукторов замерзающего города, и вселял веру в победу, давал силы и надежду дожить до освобождения. Все понимали, если голос «блокадной Мадонны» звучит в эфире, значит город жив, он не сдался и держит оборону.
Родилась Ольга Берггольц 16 мая 1910 года в Петербурге. Ее отец — хирург Федор Берггольц, в свое время окончил Дерптский университет, имел шведско-немецкие корни. Мама — Мария Берггольц -выходец из интеллигентной семьи, получила хорошее образование.
У Берггольцев был старинный дом, расположенный близ Невской заставы. Их мирной жизни пришел конец после того, как грянула революция, а за ней гражданская война. Отца забрали на фронт. В Питере началась настоящая разруха, голод, и мама с дочерьми уехали в Углич. В качестве жилья они использовали бывшую келью в монастыре, холодную и сырую комнату. Военное время хорошо врезалось в память будущей поэтессы — они голодали, боролись с вшами и находились в крайней нищете. В этом городе Оля пошла в первый класс. Вернуться в родной город на Неве удалось только после возвращения отца с фронта, он перевез семью обратно. Мама старалась сделать из своих дочерей тургеневских барышень. Она читала им поэзию классиков, приучала любить хорошую музыку. Революция помешала сестрам поступить в гимназию, а потом и в институт благородных девиц. Теперь на моду большое влияние оказывали отголоски революции. Нужно еще отметить, что отец семейства был убежденным атеистом, именно он пытался внушить дочерям, что кисейные барышни остались в прошлом, что религия это предрассудок. Ольга в четырнадцатилетнем возрасте вступила в пионеры, потом стала комсомолкой. Именно тогда девушка написала свой первый стих, которому дала название «Пионерам».Первые робкие произведения Берггольц отправила в заводскую стенгазету. На следующий год стих «Песня о знамени» появился на страницах советской газеты «Ленинские искры». Именно с них и началась творческая биография Ольги Берггольц. Первый раз начинающую поэтессу похвалил Корней Чуковский. Это произошло во время поэтического вечера их литературного объединения, на котором присутствовал уже именитый литератор Чуковский. После того, как худенькая девочка прочла свое произведение «Каменная дудка», он обнял ее и сказал, что ее ждет прекрасное будущее.
На протяжении двух с половиной месяцев Ольга написала три десятка публикаций, которые появились в газете «Власть труда». Она побывала во всех городах и селах, расположенных вдоль Военно-Осетинской дороги. Работа журналистом стала хорошим уроком жизни, она изучала людей, постепенно формировала собственное мировоззрение. Девушке так понравилось на Кавказе, что она решила вернуться туда после получения диплома университета.
После окончания вуза она уехала в Казахстан. В это время она стала автором многочисленных очерков, статей, рассказов, издала свой первый сборник поэзий под названием «Зима-лето-попугай».В 1931-м Берггольц вернулась в родной город, ставший Ленинградом. Поэтесса нашла себе работу в газете завода «Электросила». Спустя четыре года она выпустила еще одну книгу, которую назвала лаконично — «Лирика». Ольга стала членом Союза писателей. Вроде бы жизнь текла ровно и хорошо, но трагические события тех лет прервали ее размеренное течение.
После того, как был убит Сергей Киров, в Ленинграде прошли серьезные «чистки». Весной 37-го в советской прессе появились публикации, в которых обвинение выдвигалось группе литераторов, среди которых был и Борис Корнилов, экс-супруг Берггольц. Ольгу обвинили в связи с опальным литератором , и как пособника «врага народа» выгнали из Союза писателей, а потом и с работы. Она нашла себе работу в школе простым учителем русского языка и литературы.
В начале 1938 года правительство СССР приняло постановление, получившее название «Об ошибках парторганизаций». Для Ольги это была надежда на то, что ее перестанут преследовать. Спустя некоторое время ее снова приняли в СП, а осенью того же года она вернулась на прежнюю должность в заводской газете. А вот Борису Корнилову повезло меньше — его расстреляли, хотя в 1957-м полностью реабилитировали.
Настоящее испытание ждало поэтессу впереди. В декабре 1938-го за ней приехали. Ее обвинили в троцкизме и участии в террористической группе, которая занималась разработкой теракта, целью которого было убийство Климента Ворошилова и Андрея Жданова. Во время допросов Ольгу били так, что у нее случился выкидыш. Силой заставили подписаться под признательными показаниями, и ей «светил» расстрел.Берггольц выбралась из заключения благодаря помощи писателя Александра Фадеева, что оказалось для нее полнейшей неожиданностью. В ее деле появились сведения, что с нее просто выбили показания.
Передачи Берггольц на радио, которые она вела в блокадном Ленинграде, после победы собрали в сборник под названием «Говорит Ленинград». В произведении «Ленинградская поэма» Ольга сумела воссоздать образ заключенного в блокаду города. Это произведение стало самым пронзительным среди всех, посвященных осажденному городу. В те годы Берггольц пишет еще две поэмы — «Памяти защитников» и «Февральский дневник».
После победы Ольга издала книгу, получившую название «Дневные звезды». Это своеобразный философский дневник, в котором обобщалось все, что довелось пережить поэтессе в годы войны. Страна оценила ее заслуги, Берггольц получила несколько орденов и медалей. Но для нее это признание мало значило, главным оказалось то, что ее любил народ, который придумал для нее звание «ленинградская Мадонна». Самая знаменитая строчка Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто», появилась на мемориале Пискаревского кладбища.Однако и после войны, после всенародного признания, биография поэтессы складывалась трудно. Ольгу обвиняли за то, что среди ее друзей есть Анна Ахматова, сборник «Говорит Ленинград» полностью убрали из всех библиотек.
«Ленинградская Мадонна» умерла 13 ноября 1975-го, в возрасте 65 лет. Она хотела покоиться на Пискаревском кладбище, рядом с теми друзьями, кто умер во время блокады. Однако вопреки ее воле, местом упокоения Берггольц стали Литературные мостки Волкова кладбища. Памятник на ее могиле появился только в 2005 году, спустя тридцать лет после смерти.
В память о выдающейся поэтессе назвали две улицы, одна из них в Санкт-Петербурге, вторая в Угличе.