Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов видим мы связь далеких наших предков с настоящей жизнью сегодня. Почти каждый уголок России имеет свой собственный вид рукоделия: яркого, необыкновенного, самобытного…
Всем известна хохлома – роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красными, зелёными и золотистыми красками на чёрном фоне. Возможно, вы помните эти деревянные тарелки, ложки и вазочки, которые были почти в каждом доме. Появилась хохломская роспись в одноименном селе в Нижегородской области еще в XVII веке.
Не менее популярна в России гжельская и жостовская роспись, финифть.
Волшебно смотрится керамика, выполненная в нежных бело-голубых цветах — это гжель. Такой росписью украшают не только посуду, но и статуэтки, часы и многое другое. Появился этот промысел в «Гжельском кусте» - это 27 деревень в Раменском районе Московской области.
Жостовские металлические подносы, выполненная в виде цветочных букетов, занимали свое почетное место в домашнем обиходе раньше, да и сейчас в виде украшения присутствуют во многих семьях. Ведь многие произведения мастеров уникальны. Известна также традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске и называется финифть. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде, Ростове Великом. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Производство продолжается и сейчас.
Одним из видов народного творчества является Палехская и Федоскинская миниатюра. Палехская миниатюра выполняется с использованием темперы. Расписываются, как правило, шкатулки, брошки, картины и многое другое. Сюжеты очень разнообразны: это и русские сказки, и былины, сюжеты из жизни и знаковые события для нашей страны. Родиной этих миниатюр является Палехский район Ивановской области.
В конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии зародилась Федоскинская миниатюра . Выполняется масляными красками на папье-маше. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
У многих из нас среди первых игрушек была матрешка – всеми любимая расписная деревянная кукла, внутри которой – такие же куклы, но все меньше и меньше. Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Однако первая кукла-матрешка была изготовлена в 1890 году и представляла собой крестьянку в рубашке, сарафане и цветастом платке, с чёрным петухом в руках.
И благодаря простоте исполнения хорошо знакома детям дымковская игрушка. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может. Первые игрушки лепили к вятскому самобытному празднику Свистуньи еще в XIX веке.
В разных областях России издревле были развиты тканевые промыслы. Тонкое кружево и теплые платки уже много лет подчеркивают красоту наших женщин. Необычайной филигранностью отличается вологодское кружево , которое плетется из льняной тесьмы на коклюшках. Восхитительные узоры могут быть в форме плавных орнаментов или целых картин. В технике вологодского кружева встречаются не только предметы одежды – воротнички, пелерины, платки, перчатки, но и украшения интерьера – скатерти и покрывала.
Зимой нас согревает оренбургский пуховый платок, связанный из самого тонкого пуха в мире и волшебно украшает любую женщину яркий Павлопосадский платок.
Шали и палантины из пуха оренбургских коз вяжутся вручную, поскольку машинная вязка «рубит» пух и изделие становится более грубым. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Нигде, даже за рубежом, не смогли повторить это чудо. Для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.
В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.
По сей день платки из Павловского Посада пользуются народной любовью.
Также издревле были развиты народные промыслы, связанные с резьбой и плетением.
Из липы и осины богородские мастера делают игрушки и скульптуры, а лучшие образцы этих работ находятся в коллекциях музеев. Особую популярность получила и шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Шемогодская резная береста, или, как ее иначе называют берестяное кружево, украшается узорами из стелющихся стеблей с листьями, ягодами, а иногда и просто геометрическими орнаментами.
Многие русские мастера изготавливают изделия из металла и стекла. Чего стоит только тульский самовар, один из символов России, известный на весь мир! Незаменимый атрибут быта XIX – начала XX веков олицетворяет собой домашний уют. Чаем из самовара угощали даже королеву Великобритании Елизавету II.
История гусевского хрусталя началась в 1756 году. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.
Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова.
Первая поделка из малахита насчитывает более 10 тысяч лет.
Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.