Читатели старшего поколения без труда вспомнят карикатуры в журнале «Крокодил» и газете «Правда», их автор — художник Константин Павлович Ротов. Но карикатурная пора ушла в историю, а вот детский Ротов, то есть Ротов — иллюстратор детских книг, остался навсегда. Это он нарисовал капитана Врунгеля, старика Хоттабыча и такого дядю Стёпу, который наверняка стоит «первым по росту» среди всех других рисованных михалковских милиционеров.
Константин Ротов — художник редкого, самобытного дарования. Это был обаятельный оригинальный человек, наделенный богатой фантазией, неистощимой выдумкой, тонкой наблюдательностью; мастер веселых, заразительно-смешных, а порой и едких и немного грустных рисунков.
Родился 4 марта 1902 года в Ростове-на-Дону в многодетной казачьей семье.
«Рисовать начал с тех пор, как помню себя, — писал Ротов в воспоминаниях, — в те времена изрисовал десятки альбомов, просматривал множество журналов».
Он учился рисовать сам, копируя картинки с открыток и журналов «Мир искусства», которые выписывали его родители, — то, что было модно в начале века.
Отец поощрял склонность Константина к рисованию, проявившуюся в раннем детстве, определив сына на учебу в Ростовское художественное училище.
Во время учебы, когда мальчику было 14 лет, отец послал карикатуры сына в петроградский журнал «Бич», где их напечатали.
«Отец, желая сделать мне приятное, в 1916 году послал их без моего ведома, — писал художник в своей автобиографии. — С этого момента, считаю, началась моя постоянная работа в печати».
Неоценимый вклад внес Ротов в искусство советской книжной графики. Часто он был не только иллюстратором текста, но и оформлял книгу в целом: делал обложку, титул. Многие поколения читателей знают его замечательные рисунки к книгам Ильфа и Петрова.
Именно этому художнику Ильф и Петров доверили иллюстрировать похождения Остапа Бендера, что сразу говорит о многом — о профессиональном мастерстве, знании жизни и великолепном чувстве юмора, которым обладал Константин Павлович.
"От природы он был светлым жизнелюбцем, с благоговением и восхищением относящимся ко всему живому (постоянными жильцами в доме были кошки, собаки, птицы, черепахи и даже заяц). Столь же самозабвенно он любил детей. Любил и понимал их. В детях Ротов нашёл, как он надеялся, благодарно плодородное поле для добрых дел.
Многие прекрасно знают его знаменитого дядю Степу.
Незабываемы прекрасные иллюстрации к повести А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», «Старику Хоттабычу» Л.Лагина.
«На рабочем столе художника всегда был идеальный порядок: каждый карандаш отточен, каждая кисточка вымыта. А за спиной Константина Павловича, когда он рисовал на подмосковной даче, вечно толпились дружественные дети, буквально дыша ему в затылок. Ротов даже говорил иногда пузатенькому Пете Петрову: «Не сопи»…».
Константин Павлович Ротов старался, чтобы дети его страны выросли добрыми. Ведь есть старинное и безупречное правило у мудрых педагогов: надо учить детей только хорошему, доброму.
Поэтому не случайно литературные герои Дядя Степа и Капитан Врунгель «живут» не только на страницах любимых детских книг, но и «поселились» на улицах Москвы, Самары, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Петропавловска, «приветствуя» прохожих и радуя своим бравым видом мальчишек и девчонок.