125 лет пьесе А.П. Чехова "Дядя Ваня". Творческая история написания «Дяди Вани» началась с другой пьесы Чехова – «Леший», рассказывавшей о жизни интеллигентов в провинциальном имении и их конфликте вокруг продажи леса. Однако Чехов оказался не удовлетворен итоговым результатом, а потому решил, взяв за основу «Лешего», создать принципиально другую пьесу.
Несмотря на серьезные различия, в «Дяде Ване» прослеживаются некоторые детали из «Лешего». Имение в глухой провинции, отставной профессор с финансовыми затруднениями, его противостояние по этому вопросу с одним из центральных персонажей, деятельность Астрова по спасению лесов. Всё это, пусть и не явно, но выявляет определённую связь между двумя пьесами. История написания В 1889 г. Чехов создал пьесу «Леший», однако через время он решил полностью ее переделать и написать другое произведение. Хоть спектакль был уже поставлен, и премьера была успешной, Антона Павловича не удовлетворил результат. Так возник обновленный вариант «Дяди Вани», который писатель закончил в 1896 г. В новой пьесе широко использовались выдержки из личного дневника автора, который заносил в него свои жизненные наблюдения, а после переносил на бумагу. Помимо этого, Чехов полностью поменял структуру пьесы. Именно с «Лешего» началась творческая история написания «Дяди Вани». Первое произведение показалось ему неудачным, потому он тут же после показа убрал его с театральных подмостков и написал на основе него нечто новое, то, что критики в своих рецензиях назовут «лучшей работой». Однако это произойдет совершенно не сразу. Свежий взгляд Чехова на театр осуждали. Спектакль «Чайка», к примеру, в этом же 1896 г. полностью провалился. Затем автор решил сделать из «Дяди Вани» повесть, но не успел, и ее уже издали как пьесу. Направление и жанр «Дядя Ваня» является произведением реалистического направления в литературе. В своей пьесе Чехов стремится достоверно отобразить живую действительность. Его персонажи максимально проработаны, диалоги натуралистичны, а многочисленные детали создают нужную автору атмосферу. Мы можем поверить, что описанная Чеховым ситуация могла произойти в реальной жизни. Однако модернизм оставил свой отпечаток на драматургии Чехова. Для своего века он был новатором, его не понимали. Многие зрители видели лишь буквальный сюжет и оставались разочарованными: где конфликт? Где интрига? Но вместо этого автор, ставший одним из родоначальников театра абсурда (модернистского направления в театре), предложил публике глубинный психологический и социальный конфликт, который герои переживали внутри себя. О нем говорили лишь случайные реплики и жесты, звуки и движения. Лишь спустя столетие драмы Чехова стали более понятными зрителю, ведь весть о появлении модернизма и переосмысления традиционного театра дошла до большинства образованных людей. Как и в случае с другими пьесами Чехова, достоверно определить жанр «Дяди Вани» представляется довольно трудной задачей. Сам писатель дал своей пьесе такое определение: «Не драма, не комедия — просто сцены…». На сегодняшний день принято считать «Дядю Ваню» трагикомедией. Произведение наполнено большим количеством комичных сцен и диалогов, но они служат лишь прикрытием для довольно трагичного сюжета о непростой человеческой судьбе и разочаровании в жизни.